 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Сборник
Послания из вымышленного царства
стр. 46
11 Яков де Вотри рассказывает о команах следующее: «Множество племен и большое число язычников обитают в
основном в северных странах — на просторах, окружающих Меотидские болота, а также на землях Булгарии и Комании,
простирающихся вплоть до самых рубежей Венгрии. А те, кто осел на границах царства Дании и прилегающих к нему стран,
отказываются подчиняться закону Магомета. И поскольку от всех прочих западных и восточных сарацин их отделяет
большое расстояние, они не опасаются, что будут принуждены к этому силой или угрозой А посему и до сего дня
упорствуют в древних своих заблуждениях: благоговеют перед идолами, почитают их и им поклоняются. Прочие же, словно
скот, не имея ни закона, ни писания, ни грамоты, деревья, рощи, скотину, да и вообще то, на что укажет воля случая,
принимают за Бога, целыми днями оное почитают и перед оным преклоняются. Есть среди них и такие, кто, проявляя свое
неведение относительно Бога Единого и Всемогущего, принялся поклоняться некоему неизвестному Божеству и с
раболепием ею почитает. Мясо, хлеб и все прочее того же рода они подкидывают ввысь в качестве жертвы во славу того, кто
есть Бог и обитает па небесах. А при этом они громко выкрикивают следующее: "Эта жертва предназначена тому, кто
возвышается над всеми и наивысшей своею божественностью занимает первое место среди прочих"».
12 В Лаврентьевской, Ипатьевской и I Новгородской летописях.
родные пределы. Этого самого царя Давида — мужа наимогущественнейшего, наделенного военной
отвагой, врожденным умом и способностью в любой ситуации одержать победу в сражении, — Бог
назначил в наши дни стать бичом для язычников и изничтожителем племени последователей
нечестивых законов и обычаев Магомета. Именно этого человека в народе называют пресвитером
Иоанном. Он, являясь самым младшим из братьев своих, был, как это сказано о царе Израиля пророке
Давиде, предпочтен всем прочим и возведен Божьей волей на царствие. Ибо в наше время чудесным
образом Господь руководит деяниями его и приумножает его подвиги, и направляет его шаги, а также
уже вручил ему власть над неисчислимым множеством народов, племен, родов и языков, как о том
повествует нижеприведенное сочинение, которое мы приказали толмачам, достойным доверия,
перевести с арабского на латынь, дабы лучше уразуметь содержание оного». Яков де Вотри пометил
свое послание серединой апреля 1221 года и направил его сразу нескольким адресатам: Папе
Гонорею, австрийскому герцогу Леопольду, «декану Стефану и Филиппу, парижскому канцлеру, а
также всем остальным магистрам и ученым, в городе Париже находящимся» и «всем своим
сотоварищам и христианам-единоверцам». Послание действительно разошлось широко, поскольку
Альбрик из монастыря Трех Источников уже упоминает о том, как его рассылал по Европе Папа
Гонорий. В анналах Дунстаплерского монастыря, расположенного в Англии, говорится, что «Повесть
о царе Давиде» была прислана королю Генриху III кардиналом Пелагием. Пелагий, взявший на себя
смелость руководить (причем неудачно) военными операциями крестоносцев в Египте, весьма
полагался на благоприятные, с его точки зрения, предзнаменования. По словам автора «Турской
хроники»: «В первую очередь его подвигла на это попавшая в его руки из вражеского стана книга, в
которой говорилось, что вере Магомета отпущен срок в шестьсот лет, который закончится в месяце
июне, и что из Испании придет тот, кто уничтожит ее вовсе. А поэтому легат, родившийся в Испании,
считал эту книгу абсолютно истинной. Кроме того, епископ Акры в своих проповедях говорил людям,
что Давид, царь обеих Индий, устремился на помощь христианам и ведет с собою свирепых людей,
которые, словно звери, пожирают неверных сарацин». Захваченная у врагов книга, упомянутая
Яковом де Вотри, сохранилась в переводе на латинский и старофранцузский. Читатель сам может
убедиться, насколько опасно было строить стратегические планы, опираясь на столь неопределенную
информацию. Индийский царь Давид стал надеждой крестоносцев, впрочем, прибытия императора
Фридриха и его войска можно было ожидать с большей вероятностью. Кто же скрывался за именем
этого легендарного Давида? Сопоставив известия, записанные Альбриком и другими европейскими
хронистами, нетрудно догадаться, что «Повесть о царе Давиде» — эхо событий, происходивших в
Средней Азии, когда хан Чингис обрушился со своими полчищами на державу шаха Хорезма.
Парадоксальным образом история жизни Давида перекликается с событиями подлинной биографии
Чингис-хана, а перечень завоеванных городов и стран подтверждает это предположение. Получается,
что сообщения о вторжении царя Давида на Русь и в страну половцев (которых на Западе называли
«иоменами» 11) едва ли не первые известия, сохранившиеся о легендарной битве на Калке, когда
военные отряды полководцев Джебея и Субедэ, отправившиеся преследовать повелителя Средней
Азии Дже-лал-ад-Дина, вторглись в Армению и Грузию, а затем проникли на территорию Великой
степи, где и произошло сражение. Нелишним будет упомянуть о том, что в русской летописной
традиции сохранилось только три оригинальных известия о битве на реке Калке 12. Для крестоносцев
и их соратников, оставшихся дома, обитатели Руси, согласно логике слухов, распространившихся о
царе Давиде, не были правоверными христианами, в то время как монголы, совершившие нападение
на царство
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|