 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Сборник
Послания из вымышленного царства
стр. 45
То есть грузины. Яков де Вотри одним из первых рассказывает о них в «Восточной истории»: «А кроме того, обитает
на Востоке еще один христианский народ — воинственный и отважный в сражениях, крепкий, словно дуб, и
могущественный неисчислимым множеством своих воинов. Сарацины их весьма опасаются. И, будучи со всех сторон
окружены неправедными народами, а с персами, мидянами и ассирийцами уже долгое время имея общие рубежи, при этом
они часто ведут войны со своими соседями, хотя и несут большие потери. Эти люди называются георгианами, ибо святого
Георгия, которого они считают своим защитником, патроном, а также покровителем в сражениях против неверных,
прославляют с благоговением и почитают его более всех святых. Они используют Святое Писание на греческом языке и
соблюдают в богослужении греческий обряд. Клирики там носят на голове круглые тонзуры, а миряне квадратные. Всякий
раз как отправляются и паломничество к Гробу Господню, вступают в Святой Град безо всякой дани и с высоко поднятыми
остриями копий. От сарацин они не ожидают никаких неприятностей, а не то, возвратившись в родные края, другим
сарацинам — своим соседям — за все отплатят сполна. Да и знатные женщины у них, словно амазонки, подобно мужчинам с
оружием участвуют в сражениях. А когда латинское войско осаждало Дамисту, они с большим негодованием пригрозили
правителю Дамаска Корадину, который, если бы не их требовательность, видел в мечтах своих уже разрушенными стены
Иерусалима. Волосы и бороды они отращивают длиной почти с локоть, а на головах носят круглые шапки из войлока».
находившимся в Египте участникам пятого крестового похода. К несчастью, поход, главной целью
которого стала египетская крепость Дамиста — стратегически важный пункт, расположенный в
дельте Нила, окончился полным поражением христианского войска. Хотя саму крепость удалось
взять, необдуманные действия крестоносцев на открытой местности привели к потере всех
завоеваний. Именно под Дамистой впервые распространился слух о том, что восточный царь Давид
спешит войску крестоносцев на помощь. В 1221 году хронист Оливер Падербонский, оказавшийся
непосредственно на месте событий, писал: «В этом году, как о том сообщает Папа Гонорий III в
послании ко всем прелатам, царь Давид, более известный под именем пресвитера Иоанна, вступил в
сражение с султаном Персии и, обратив его в бегство, за двадцать четыре дня приобрел над Персией
царскую власть, подчинив себе города и крепости, и оказался на расстоянии не более чем десяти дней
пути от Багдада, где находится столица языческого папы. В это же самое время георгианы 10 — люди
католической веры, наделенные военным могуществом, — пошли войною на своих соседей-сарацин».
Сведения о царе Давиде Папа Гонорий III получил от Якова де Вотри, знаменитого проповедника,
присоединившегося к крестоносцам и взвалившего на свои плечи нелегкое бремя быть
архиепископом Акры. Яков де Вотри находился в Дамисте и, присутствуя на месте событий, живо
интересовался культурой противника, собирал книги на сирийском и арабском и прилагал немалые
усилия по их переводу на латинский язык. Взгляд Якова де Вотри отличался объективностью и
критичностью, чего стоит записанный весною 1220 года рассказ о посещении святым Франциском
войска крестоносцев: «Видели мы первооснователя этого [то есть францисканского] ордена, человека
простоватого и неграмотного, любимого Богом и людьми, зовущегося братом Франциском,
превознесшегося до небес и охваченного неуемным буйством духа. Едва он прибыл в христианское
войско, стоявшее под Дамистой в земле Египетской, как тут же, неустрашимый, защищаясь одним
только щитом веры, отправился в крепость султана Египта. И когда по дороге его схватили сарацины,
он сказал им: "Я христианин, отведите меня к вашему господину!" А когда его представили перед
султаном, то, увидев его, зверь жестокосердный преисполнился кротостью и несколько дней
внимательно слушал, как тот проповедовал ему и его людям веру Христову. Однако, опасаясь, как бы
кто-нибудь из его войска под действием этих слов, обратившись к Господу, не перешел на сторону
христиан, он со всем почтением и под охраной повелел доставить его назад в лагерь, сказав ему
напоследок: "Молись за меня, чтобы Бог удостоил меня откровения". Сарацины же всех этих
вышеупомянутых братьев-миноритов, покуда они проповедуют о вере Христовой и евангельском
исповедании, слушают благожелательно, но когда те принимаются выступать в своих проповедях
против Магомета как лжеца и обманщика, бранят их безмерно и, если Бог за них не вступается,
подвергают наказаниям и изгоняют из своих городов». Францисканцы не очень любят вспоминать
этот эпизод, поскольку это единственное подлинное свидетельство встречи святого Франциска и
султана. И вот в такой обстановке в руки Якова де Вотри и кардинала Пелагия попал уникальный
документ, о котором архиепископ Акры рассказывает: «Когда у нас оказалось четыре гарнизона в
Египте, а именно Дамиста, Фанис, Торов в пустыне и крепость Бутавант на большом озере,
положение наше по-прежнему продолжало улучшаться, в то время как враги попали в сложную
ситуацию, ибо у сарацин начались распри и трения друг с другом, а царь Дамаска, Корадин,
осаждавший крепость Паломников (в ноябре 1220 года), отступил с великим позором, потеряв многих
из своих воинов. Его брат, по имени Сераф, в чьи земли, как стало известно, вторгся царь индов
Давид, вынужден был вместе с войском отступить из наших владений в
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|