 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 383
сомнение, значительное усиление иностранного влияния, преимущественно итальянского. И наконец, на быте
византийцев, как аристократов, так и принадлежавших к демократическим кругам, лежал явный отпечаток
общего обнищания империи. {584}
Заключение.
Основные черты культуры поздней
Византии (XIII — первая половина XV
в.)
Чем ближе надвигался трагический закат империи, тем ярче расцветала византийская культура, богаче
и многообразнее становились формы ее проявления. Именно в этом противоречии и скрывается разгадка
отмеченного феномена: низвержение вековых устоев, безысходность ситуации, безмерное унижение — все это до
крайности обострило восприятие, накалило духовно-эмоциональную атмосферу жизни общества, побуждало его
творческие силы к активной деятельности. История дала византийцам достаточный срок для осознания крутого
перелома в многовековых судьбах империи. За два последних столетия она дважды потерпела крушение: первый
раз — под натиском крестоносцев с Запада, чтобы через полвека снова возродиться, и второй раз — под ударами
османов с Востока, чтобы исчезнуть навсегда. Дважды византийцы пережили не только огромные материальные
потери и тяжкие жизненные бедствия, но и глубокое психологическое потрясение: вероломный удар 1204 г.
впервые поставил ромеев перед проблемой пересмотра былых политических и духовно-нравственных ценностей.
И как бы в последующем ни были велики успехи по собиранию сил и возрождению империи, тревога навсегда
затаилась в душе ромея. В 50-е годы XIV в. усиливающееся беспокойство переросло в предчувствие неизбежной
катастрофы. Смутная догадка сменилась уверенностью, что гибель можно лишь отсрочить, но ее нельзя избежать.
И тем не менее как в самой материальной, общественной и духовной деятельности людей, так и в сфере
ее осмысления и отражения художественными средствами последние два столетия существования Византии
отнюдь нельзя характеризовать как единую эпоху, внутри которой не было особых, вполне различимых периодов
упадка, стабилизации и подъема. Как уже было отмечено во Введении, в истории Византии XIII—XIV ее.
целесообразно выделить три различных этапа, а историю ее культуры рассматривать, сочетая региональный
принцип с хронологическим: в первой части книги рассказано о культуре Трапезундской империи, Эпирского
царства и Латинской Романии с начала и до конца их существования в качестве особых политических
образований, а о культуре Никейской империи — до 1261 г., с которого в историографии принято говорить о
восстановленной Византийской империи.
Обобщая в Заключении материал, изложенный выше, мы оказываемся перед нелегкой проблемой — не
нарушить хронологической последовательности и в то же время дать цельное представление о главных регио-
{585}нальных особенностях культурного развития Трапезунда, Эпира и Латинской Романии, о которых — вплоть
до XV столетия — говорится в первых главах, тогда как ниже (в каждой из глав второй части) рассказ начинается с
1261 г. (т. е. как бы возвращается вспять). Считаем возможным поэтому придерживаться следующего принципа: о
явлениях в региональной культуре, находящихся в русле развития традиций общевизантийской культурной
жизни, говорить в основном в связи с обобщением материала по Никейской империи и по второй части книги,
где речь идет о культуре восстановленной Византийской империи. Основное же внимание при обозрении глав,
посвященных Трапезунду, Эпиру и Латинской Романии, сосредоточить на особенностях их культурной жизни.
Наблюдения авторов 2—5-й глав не оставляют сомнений в том, что культура по крайней мере трех
упомянутых регионов бывшей Византийской империи, сохранивших политическую независимость от латинян,
оставалась в первые десятилетия после 1204 г. по существу византийской. В то же время ее нельзя полностью
идентифицировать ни с прежней столичной (элитарной), ни с местной (провинциальной) культурой. Во-первых,
с превращением указанных трех провинций империи, находившихся на разной ступени благосостояния и
развития, в самостоятельные государства местные культурные силы получили мощную поддержку со сто
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|