 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 384
фоны центральной власти: Никея, Трапезунд и Арта (а также Янина) стали столицами государств, подлинными
крупными центрами региональной культуры, где усиленно стимулировалось развитие всех отраслей культуры и
искусства, обслуживающих здесь теперь гораздо более широкие, чем ранее, государственные потребности и
новые запросы светской и духовной знати. Во-вторых, в каждую из этих новых столиц, прежде всего в Никою,
затем в Трапезунд и, наконец (в гораздо более скромных масштабах), в Арту и Янину, хлынул из разоренного
Константинополя, из Фессалоники, Афин и других крупных центров империи, захваченных латинянами, поток
беженцев, в том числе высших представителей византийской культуры, литературы и искусства, составлявших
славу Византии до 1204 г. Элитарная культура империи «выплеснулась» вместе с этими людьми из бывшей
столицы и «стеклась» в упомянутых центрах, как в убежищах, где деятелям культуры были обеспечены
сравнительно благоприятные условия для их творческой жизни. Провинциальная культура Никеи, Трапезунда и
Эпира испытала, таким образом, единовременную мощную и благотворную «прививку» со стороны культуры
столичной, причем в таких «дозах», в каких провинции Византии не знали этого раньше.
Лишь в одном из четырех регионов — в Латинской Романии, в ее многочисленных столицах не менее
многочисленных латинских государств, указанный процесс осуществлялся в основном в противоположном
направлении: деятели византийской культуры не сосредоточивались при дворах западных государей, а
стремились эмигрировать в Никою, Трапезунд или Эпир. Не в меньшей (если не в большей) степени синтез
местной культуры совершался здесь не столько с элитарной (столичной), сколько с западной, латинской,
принесенной завоевателями. Традиции столичной культуры в некоторых регионах трансформировались с
течением времени и не всегда получали, особенно в течение первого столетия {586} господства иноземцев, стимул
к дальнейшему поступательному развитию в русле общевизантийского культурного процесса.
Несомненно, судьбы культуры в каждом из четырех регионов, как показано авторами первой части
книги, не были одинаковыми ни по степени ее развития, ни по его темпам, ни по соотношению прежних,
столичных и местных, провинциальных традиций.
Утрата единого мощного культурного центра (Константинополя), гигантской лаборатории, где
осуществлялся сложный сплав всех направлений и течений византийской культуры и были сосредоточены
главные творческие силы империи, разрыв политических связей, ослабление экономического обмена между
бывшими имперскими землями — все это, безусловно, играло роль общего негативного фактора. Но и его
воздействие было далеко не одинаково в Никее, Эпире и Трапезунде. Во всяком случае, латинское завоевание
нанесло тяжелый урон и византийской культуре. Для ее нового подъема точно так же, как и в экономике, и в
политике, был необходим период собирания сил, восстановления ритма культурной жизни.
Сравнительно наиболее благоприятными в период «изгнания» оставались условия для развития
культуры в Никейской империи, при этом относительно наименее значительной оказалась здесь в целом роль
местных провинциальных культурных традиций. Во-первых, Никея, отстоявшая от Константинополя едва на 100
км, находилась с ним издревле в тесных связях, была включена в орбиту столичной культурной жизни. Во-вторых,
именно в Никою в 1204— 1210 гг., после падения Константинополя, направлялся основной поток представителей
светской имперской аристократии, а также высших иерархов церкви, черного духовенства из множества крупных
монастырей и, наконец, большинство культурных деятелей империи. В-третьих, Никейская империя с самого
начала и до конца выступала (подтверждая это своими внутренними и внешними политическими акциями) как
прямая наследница бывшей империи, точнее — как та же империя, лишь временно лишенная Константинополя
и владений на Балканах. Верность традиционному имперскому образу жизни, в том числе культурным ценностям
империи, становилась в новых условиях высшей добродетелью, приобретала значение официального
политического курса, фактора этнической консолидации и сплочения сил для изгнания латинян. Культура
Никеи представляла собой, в сущности, непосредственное продолжение культуры Византии XI—XII ее.
Прежде чем перейти к особенностям культуры Никейской империи, необходимо оговориться, что
предложенный читателю обобщающий труд — скорее не систематическое, претендующее на полноту изложение
(эта оговорка в равной степени относится и к двум предшествующим томам), а очерки по истории византийской
культуры. В особенности это касается именно первой части данной книги. Число подвергнутых обозрению
отраслей культуры здесь разное в каждой главе; в целом этих отраслей здесь меньше, чем во второй части, так как
со
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|