 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 342
что мы располагаем сведениями о деятельности осевших там золотых и серебряных дел мастеров. Лишь одно
произведение, выполненное из позолоченной бронзы, {526} удалось локализовать — это Венеция 45. Деятельность
византийских ремесленников за пределами Византии — особая, важная тема. Она, однако, требует четкого
разграничения итогов их труда и художественного импорта во всех его возможных формах.
При ничтожно малом количестве датированных произведения позднего византийского прикладного
искусства трудно с уверенностью отделить от общего фонда палеологовских памятников изделия, появившиеся
после захвата Константинополя турками. Не менее трудно разделить эти памятники на столичные и
провинциальные, поскольку в последний период существования Византии сильно возрастает значение местных
художественных центров. Невозможно, кроме того, игнорировать и качественные различия в продукции мастеров
самой византийской столицы. Это далеко не полный перечень вопросов, пока не получивших решения. Но в
целом, надо признать, ныне за кругом давно известных и только что вошедших в научный оборот памятников все-
таки видна динамика развития художественных форм, прослеживаемая на разнообразном материале, имеющем
специфику. Ее постижение сопряжено с особыми трудностями и с несомненными достижениями, без которых
невозможны обобщения.
История византийского прикладного искусства, естественно, не обрывается в 1453 г. Она находит свое
продолжение и на порабощенных турками землях, и в далекой Московской Руси. Динамика этого общего
процесса станет более понятной, если проследить развитие искусств и художественных ремесел в странах,
испытавших культурное влияние Византии хотя бы в последний период существования империи. Такое
исследование позволило бы увидеть расцвет национальных культур и одновременно уяснить характер различных
отраслей прикладного искусства в Болгарии, Сербии и Румынии 46. А это дало бы, в свою очередь, возможность
осознать роль византийской традиции в творчестве русских мастеров средневекового периода 47. Весьма
показательно, что в XVII в. русские мастера смогли ощутить новую, «турецкую» струю в искусстве современных
им греков-ювелиров, и поэтому с таким пиететом продолжали воспринимать старые образцы, освященные
традицией, и особенно ценить афонские евлогии 48. Зная об этом, можно понять и причины, в силу которых на
московской почве иногда возникали комические ситуации, обусловленные желанием получить непременно
знаменитые старые памятники, тогда как таковыми они нередко просто казались. {527}
22
Музыкальная культура
поздней Византии
В истории византийской музыки XII век ознаменовался крупным событием, значение которого трудно
переоценить. Именно с XII в. начинается распространение нового типа нотного письма, названного в XX в.
«средневизантийской нотацией». Она отличалась от предшествующей («палеовизантийской») несравненно более
широкими возможностями. Если «палеови-
Пуцко В. Г. Венецианский процессионный крест с изображением стигматизации Франциска Ассизского //
Памятники культуры: Новые открытия, 1985. М., 1987. С. 315—329.
46 См.: Божков А. Търновска средновековна художествена школа. С. 1985; Царствув ащият град
Търнов // Археологически проучвания. С., 1985; Стоjановuh Д. Уметнички вез у Србщи од XIV до XIX века. Београд,
1959; Радо]коник Б. Иедна непозната груна древених кротона са рельефима празника //
Зборник музе]а применьене уметности. 1959. № 5; Она же. Српско златарство XVI и XVII века. Нови
Сад, 1966; Musicescu М. А. Broderia medievala româneasca. Bucuresti, 1969; Nicolescu С. Argintâria laica si
religioasa întarile romane (sec. XIV—XIX). Bucuresti, 1968.
47 См.: Николаева Т. В Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.
48 В этом отношении особенно показателен случай с ватопедским крестом, см.: Каптерев Н. Ф. Характер
отношений России к Православному Востоку в XVI—XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад,
1914. С. 63—71.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|