На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 327

меры таких базилик сохранились в Кастории 28. В этих позднесредневековых церквах наглядно воплотилось новое понимание архитектуры, новый архитектурный стиль. Наконец, три большие и парадные, однородные по композиции трехнефные купольные церкви были возведены в конце XIII — начале XIV в. и в начале XV в. в Мистре 29 — наиболее крупном позднесредневековом городе Греции, являвшемся в эпоху Палеологов средоточием всей культуры страны. Это храм св. Димитрия в Митрополии (окончен в 1291— 1292) с нар-фиком и хорами, огибающими храм с трех сторон. В нижнем ярусе — три пары колонн; на арках между ними находятся две пары массивных устоев, поддерживающих центральный купол. Таким образом, второй ярус воспроизводит крестовокупольную композицию с куполом на средокрестье. Аналогичны и два других храма — храм Афентико в монастыре Вронтохион (построен ок. 1311) (с открытой галереей вдоль северного фасада и со сложной по ритму композицией, завершающей южный фасад) и церковь Пантанасса (построена ок. 1430) с такой же открытой галереей. Галереи эти с широко шагающей аркадой, поставленные на высокий цокольный этаж, явно навеяны дворцовой архитектурой: они очень напоминают аркаду нижнего этажа Влахернского дворца в Константинополе (Текфур Серай), построенную примерно в то же время, а также ранневенецианские дворцы, архитектура которых исходила, вероятно, из форм дворцов того же Константинополя 30. {501} Возврат к купольной композиции в Мистре имел, конечно, свои причины: то были храмы больших монастырей, а храм св. Димитрия в Митрополии являлся религиозным центром города. Храмы эти должны были вместить возможно больше прихожан, а обширные хоры занимала придворная знать. Вся архитектура этих храмов, насыщенная декором, особенно снаружи (внутри стены покрывали фрески), принадлежит, наиболее яркому, хотя и оказавшемуся последним этапу развития нового архитектурного стиля в Греции. На основных и самых характерных чертах этого стиля следует остановиться подробнее. Новые архитектурно-художественные формы в Греции впервые отчетливо выступают уже к середине XI в.— в кафоликоне монастыря Луки в Фокиде: в архитектуре этого замечательного здания господствует центричность, внутреннее пространство всецело объединено относительно вертикальной оси. Эти свойства предстают теперь в новых формах, зрелых и самобытных, отнюдь не заимствованных из византийской столицы. Кафоликон в монастыре Луки, как и близкий ему кафоликон Дафни, был произведением новаторским. Новой композиции храма соответствовала и новая, невиданная до того в Греции разработка архитектурного фасада, в которой вертикаль также становится доминирующей особенностью. Этим новым архитектурным концепциям следовало зодчество Греции на протяжении и XI, и XII столетия. Паригоритисса в Арте конца XIII в., явившаяся апофеозом в развитии композиционной структуры с восемью устоями, была подготовлена всем ходом истории средневековой архитектуры Греции. Звеньями этого процесса и были храмы XI в. в монастырях Луки и Дафни, как и храмы Нового монастыря на Хиосе (XI в.) и Великой Лавры на Афоне. Конечно, в этом процессе большую роль играло зодчество византийской столицы, постоянно оказывавшей влияние на архитектурную мысль близкой провинции. Но еще большее значение имели самостоятельные поиски, приводившие к созданию новых композиций, специфичных именно для Греции. Новый стиль пронизывал всю архитектуру страны — и «большую» и «малую»: даже маленькие церкви зодчие стремились наделить чертами «большой» архитектуры с ее повышенными пропорциями, вертикальной ориентацией масс. Таковы упомянутые базиличные церкви XIII—XIV ее. в Кастории, трехцерковный храм Василия в Арте и церковь Феодоры там же (середина XIII в.), в которой ощущение высоты достигнуто благодаря повышенности острых фронтонов на торцах базиличного объема и совсем миниатюрная триконхиальная купольная церковь Панагия Кувелитисса, по всей вероятности XIV в., в той же Кастории 31. 28 Церкви св. Анаргиров, Стефана, Таксиархов. См.: АВМЕ. Т. IV. Р. 10—20, 61—68, 107—112; Krautheimer R. Op. cit. Pl. 134. 29Millet G. Monuments byzantins de Mistra. Р., 1910. Pl. 17—19, 23—27, 35—40; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 156—157. 30 Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 86. 31 АВМЕ. 1938. Т. IV. № 2. Р. 125—131; Alpago-Novello А. Ор. cit. Р. 84—85, р1. 18; Krautheimer R. Ор. cit. Pl. 166; Полевой В. М. Указ. соч. С. 191. Датировка XI в. является недоразумением, мы придерживаемся датировки А. Орландоса, см.: АВМЕ. 1938. Т. IV. Р. 136. Ср. мнение Дж. Бошковича: Всеобщая


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes