На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 328

Очень симптоматично и появление в средневековой Греции колоколен, примыкающих к храмам. Они подчеркивают вертикаль в архитектурном ансамбле храмов Мистры (Вронтохи-он и Пантанасса) и Афона (Ватопед, 1427). Правда, этот элемент пришел в Грецию с латинского Запада, но {502} потому и привился в позднесредневековой Греции, что хорошо отвечал Файл byz3_503.jpg Стамбул. Фанари Иса Джами. 1282—1304. Апсида всему художественному строю греческой архитектуры того времени. В зодчестве Константинополя, однако, эта архитектурная тема отсутствует. Архитектуру Греции и византийской столицы отличает и трактовка фасада: плоскости греческие зодчие всегда придавали большее значение. Тяготение к ажурности фасада, типичное для архитектуры Константинополя, в Греции выражено очень слабо, да и расчлененность фасадов сказывалась здесь в гораздо меньшей степени. В этом убеждают памятники и XI, и XII в., начиная с тех же кафоликонов в монастырях Луки и Дафни, дающих ясное представление о расхождении между зодчими столицы и Греции в самом понимании фасада. Гладь стены здесь всегда доминировала. Пучок окон в верхней части северного и южного фасадов на два- три двойных окна на остальной поверхности и одно-два двойных окна на западном фасаде (все они помещены под несколько углубленной аркой) — такова лаконичная система разработки фасадов многих церквей Греции того времени 32. В этом стремлении сохранить архитектурную плоскость и в отказе от сплошного глубокого расчленения можно усмотреть силу традиции и архаичность, но так или иначе это было явлением, свойственным именно греческому зодчеству Х—XII ее., рельефно отличающим его от одновременной архитектуры византийской столицы. Этот стиль сохранился и в XIII в., что подтверждает пример Паригоритиссы. Внешние формы не передают внутреннюю трехцерковную композицию. Все здание объединено двухъярусным фасадом под общей четырехскатной кровлей, со множеством двойных окон (кстати сказать, размещенных асимметрично): на южном и северном фасадах — по четыре пары, на западном — пять пар. Но несмотря на обилие окон, каменная поверхность стен не поглощена ими и, наоборот, кажется доминирующей. В сущности, {503} эта та же схема разработки фаса Файл byz3_504.jpg Фессалоники. Церковь св. Екатерины. Конец XIII в. Вид с юго- востока да, что и в кафоликоне Луки в Фокиде, т.е. в памятнике XI в. Традиция удерживала эту схему в течение трех столетий. Интенсивное развитие архитектуры в Греции, ясно прослеживаемое начиная с IX— X ее., не было повторением, того, что создавалось в Константинополе. Ведущие формы вырабатывались независимо, хотя тенденции и идейные устремления зодчих там и здесь были тождественными. Это, конечно, не мешало заимствованию из столицы отдельных форм в силу тех или иных конкретных обстоятельств. В этом отношении очень интересен экзонарфик кафоликона Дафни в виде портика со сложным ритмом проемов, явно повторяющий аналогичные экзонарфики церкви Феодоры (Молла-Гюрани Джами) в Константинополе и храма Апостолов в Фессалонике, оба — начала XIV в. 33 Наконец, фасад в монументальной архитектуре Греции приобрел еще одну особенность, свойственную, правда, и архитектуре Константинополя, {504} но в Греции получившую Файл byz3_505.jpg 32 Примером могут служить храмы XII в. в Арголиде (Struc А. Vier byzantinische Kirchen der Argolis // Athenische Mitteilungen. 1909. Bd. 34. Taf. VI—XI. 33 Етикас 'E.: AXÂE. 1962—1963. E. 1—47. Дата, предлагаемая автором,— XI в.— вызвала возражения (см.: AXÂE. 1970—1972, E. 13—28). Приведенные аналогии склоняют к датировке экзонарфика, концом XIII — началом XIV в. Фессалоники. Церковь св. Апостолов. 1312—1315. Вид с востока


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes