На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 317

нии во дворце мастерской в последний период византийской истории отсутствуют. Рукопись была написана монахом Иоасафом в 1375 г. Она содержит типичные для этого периода четыре миниатюры, расположенные на отдельных листах и воспринимаемые как станковые произведения. Среди них одна посвящена Преображению — теме, особенно популярной в искусстве начиная со второй половины XIV в., так как одним из наиболее спорных вопросов, решаемых исихастами и варлаамитами, был вопрос о природе фаворского света. Интерес к портретным характеристикам, свойственный палеологовскому искусству, нашел отражение и в миниатюрах этой рукописи. На одной из них император Иоанн Кантаку-зин представлен дважды: как монах и как правитель. На другой он же изображен председательствующим на Соборе 1351 г. Он выделен размером, в его руках атрибуты власти. Однако и без этого его можно было, по-видимому, узнать по портретному сходству, переданному художником: высоко поднятые брови над карими глазами, довольно длинная каштановая борода с заметной проседью. Среди богато иллюстрированных византийских кодексов конца XIV в. можно назвать манускрипт, содержащий текст Акафиста Богоматери в собрании Гос. Исторического музея (греч. 463). Каждый из 24 гимнов этой рукописи проиллюстрирован отдельной миниатюрой. Она завершает или чаще всего начинает столбец текста и заключена в ограничиваю{482}щую ее со всех сторон раму. Краски и золото сплошь покрывают пергамен, усиливая сходство композиций со станковыми произведениями. Миниатюры расположены довольно часто, ибо иллюстрируют короткие, вполне определенные части текста, его кондаки и икосы. Композиции всех миниатюр отличаются четкостью и строгостью, так как художник предпочитает центрические принцип в расположении элементов композиции, в построении которой активное участие принимает архитектура. Как и в монументальной живописи, миниатюрист располагает постройки за фигурами, тем самым усиливая их роль. Обрамляющая Богоматерь пещера, на фоне которой она сидит, создает вокруг ее фигуры как бы ореол. Стена, соединяющая постройки, повторяет движение персонажей. Эмоциональная выразительность миниатюр, динамизм композиций сочетаются с несколько небрежным, но по-своему экспрессивным их рисунком. Пропорции фигур далеки от классических. Нижние части тел укорочены, ноги согнуты в коленях. Колорит определяется обильным введением золота. В оформлении этой рукописи большую роль играют инициалы звериного стиля. Они состоят из изображений животных с вытянутыми туловами, объем которых создается светотеневой моделировкой. Птицы и звери изгибами своих тел образуют необходимые очертания буквы. Часто одно животное изображено выходящим из пасти другого. Все вместе они составляют единый жгут, рисующий букву. Под влиянием такого рода изображений были выполнены инициалы некоторых русских рукописей конца XIV — начала XV в. 69 Итак, в целом движение византийского искусства при Палеологах совершалось в сторону усиления живописного начала, в направлении более точного воспроизведения действительности и расширения круга воспроизводимых явлений. Процесс развития искусства стал более сложным и неровным, но тем не менее оставался органичным и закономерным. Развитие византийского искусства было внезапно прервано разгромом Константинополя в 1453 г. Византия была завоевана османами. Художники стали покидать земли бывшей империи. Они уезжали в Италию, работали на Афоне, на Крите, в Московской Руси. Далеко от Константинополя в то время, когда собственно византийское искусство уже не существовало, они стремились остаться верными старым художественным принципам, образцам прошлых веков, сохранить как можно полнее и дольше прежние традиции. Однако все это вело лишь к засушиванию формы, к обеднению изобразительного языка. Глухой консерватизм, свойственный многочисленным иконам, условно называемым «итало-критскими» и «итало-греческими», упорно сохранял свои позиции в эпоху, когда великая волна Возрождения уже захлестнула не только Италию, но и Северную Европу. {483} 20 Lichaceva V. The Illumination of the greek Manuscript of the Akathistos Hymn // DOP. 1972. Vol. 26.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes