 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 316
нием в сцену служанки, слушающей разговор, но и тем, что образы Марии и архангела здесь более сдержанны в
проявлении чувств, проще и лиричное. Подобно тому как «Владимирская Богоматерь» вошла в историю русского
искусства, так и Благовещение из Охрида оказалось тесно связанным с сербским искусством, повлияв на
фрескистов, работавших для краля Милу-тина.
То внимание к портрету, которое характерно для палеологовской живописи, отразилось и в иконописи.
Икона Гос. музея изобразительных искусств Двенадцать апостолов 65 представляет собой в сущности групповой
портрет. Апостолы на ней не объединены каким-либо действием, как в сценах Евхаристии или Явления Христа
апостолам, а выстроились перед зрителями двумя рядами. Все они отличаются и позами, и иконографическими
типами, индивидуализацией лиц.
Икона Григорий Палама 66 того же собрания представляет образ {480} святого, явно на-
Файл byz3_481.jpg §
Поцелуй Иуды. Последняя четверть XIII в. Париж,
Национальная библиотека. Миниатюра из Евангелия, gr.
54
деленный портретным сходством. Икону отличают, однако, орнаментальность, сухость трактовки, как бы
заглаженность лика. Местом ее создания, вероятнее всего, была Фессалоники, где был погребен Григорий Палама,
где его память особенно чтили и где были его прижизненные изображения, использованные иконописцем конца
XIV в.
Среди точно датированных икон палеологовского времени можно назвать икону Пантократора 67 Гос.
Эрмитажа. На поле иконы сохранились две маленькие фигурки. Они изображены в моленных позах. По-
видимому, это лица, заказавшие икону,— стратопедарх Алексей и примикирий Иоанн. Оба они, как известно,
основали в 1363 г. на Афоне храм Христа Пантократора, для которого, очевидно, и была выполнена эта икона,
привезенная в Россию с Афона в XIX в. П. И. Севастьяновым. Христос, держащий в левой руке Евангелие, а
правой благословляющий, своим мощным, преувеличенно расширенным торсом напоминает античного Зевса.
Так как заказчиками были члены императорской семьи, можно полагать, что икона была создана или в столице,
или на Афоне, куда приезжали константинопольские мастера.
{481}
В палеологовский период, как и ранее, создаются в большом числе художественно оформленные
рукописи 68. Однако теперь уже не в каждой большой мастерской, как это было раньше, работают рука об руку
писцы и художники. Далеко не всегда теперь в скриптории имеются миниатюристы, достаточно
квалифицированные для того, что выполнить полный и подробный набор иллюстраций. В связи с этим появился
обычай заказывать миниатюры для рукописи в другой мастерской, а не в той, где рукопись была изготовлена. Так
постепенно утрачивались высокие художественные принципы, выработанные книжниками XI в. Поскольку
художники начинали работать по уже готовой рукописи, в те годы возник обычай украшать миниатюрами и
старинные, уже давно написанные кодексы, которые вообще не имели миниатюр или где их было немного. В те
годы становится все меньше миниатюр, расположенных рядом с текстом и на полях. Изображения помещаются в
основном на отдельных листках. На такие миниатюры оказала влияние иконопись, и они воспринимаются как
самостоятельные, композиционно не связанные с текстом изображения. Одной из особенностей поздней
миниатюры можно также считать распространение первых рисунков в величину листа.
Роскошно оформленной рукописью палеологовского периода является кодекс, содержащий четыре
трактата императора Иоанна VI Кантакузина и находящийся ныне в Парижской Национальной библиотеке
(Paris. gr. 1242). Естественно, ее оформляли лучшие художники столицы, может быть работавшие в
императорском скриптории, хотя сведения о существова-
Bank А. Ор. cit. № 270; Пуцко В. Палеологовская икона с изображением двенадцати апостолов // Byzantina,
1988. Т. 14. С. 251—262.
66 Пуцко В. Г. Две палеологовские иконы в Москве // ЗРВИ. Београд, 1975, Кн. XVI. 68 Bank А.
Ор. cit. № 319.
68 Общее представление о характере палеологовского книжного искусства существенно расширилось
благодаря исследованию: Buchthal Н., Belting H. Patronage in Thirteenth-Century Constantinople: An Atelier of Late
Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Wash., 1978.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|