На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 311

тавшие здесь художники испытали несомненное влияние константинопольских образцов 51. Легкие и изящные фигуры святых близки к персонажам Кахрие Джами. В этом маленьком храме композиции отличаются необыкновенной сбалансированностью. Рисунок выдает точную руку его автора. Лица часто классически прекрасны, но однообразны, как, скажем, лица девушек, сопровождающих Марию в сцене Введения во храм. Но лица царя Милутина, стоящего с моделью основанного им храма перед св. Анной, его молодой жены Симониды, Симеона Немани и основателя независимой сербской церкви св. Саввы отличаются стремлением воспроизвести портретное сходство. Фрески церкви св. Георгия в Старо-Нагоричине, хотя и содержат греческие надписи, выполнены художниками той же школы, что и росписи Студеницы. Несмотря на близость к константинопольскому искусству, местные черты здесь ясно прослеживаются в сербского типа лицах, в тяжеловесности фигур, некоторой аритмичности композиций, их графической манере исполнения. Фрески Грачаницы, последний памятник школы Милутина (ок. 1320), гораздо более оригинальны и самобытны по своему характеру, чем все предшествующие им. Любовь к рассказу, к мельчайшим бытовым подробностям, отличающая эти фрески, особенность сербской «национальной» школы живописи. Тот же интерес к многофигурным, перегруженным подробностями композициям отличает и росписи церкви Христа Пантократора в монастыре Дечаны (1335—1350), выполненные уже при крале Душане. На стенах этого храма появляются впервые нам известные по монументальному искусству сцены Акафиста. Чувство особого достоинства пронизывает образы святых на этих фресках. Ритмичность, несмотря на некоторую перегруженность композиций, особая манера изображения драпировок, тонкие переходы цвета приближают эти фрески к традиции Кахрие Джами 52. Монастыри долины Моравы, росписи которых относятся к концу XIV — началу XV в., составляют несколько обособленную группу памятников. Центром моравской школы с ее интеллектуальной атмосферой стал монастырь Манассия, основанный деспотом Стефаном, поэтом и покровителем искусства. Существенной особенностью этой школы можно считать воздействие на ее представителей исихастской философии. Григорий Синаит, покинув Афон, нашел прибежище у сербского краля Лазаря. Яркие и свежие цвета, подчинение линеарности живописной манере, гладкость письма, напоминающая иконопись, свойственны фрескам моравской школы, а также спокойный, несколько безразличный дух, который пронизывает собой все ее памятники, и прежде всего росписи монастыря Манассии. Другая значительная «национальная» школа живописи существовала в Болгарии. Та экспрессивность, что характерна для искусства {472} второй половины XIV в., нашла выраже- Файл byz3_473.jpg Св. Георгий. XIV в. Афон, Лавра ние во фресках пещерного монастыря Иваново. Здесь в 60—70-х годах по заказу болгарского царя Ивана Александра работали художники, пришедшие, возможно, из Константинополя 53. Отдельные детали, типы фигур, костюмы, элементы архитектуры напоминают в росписях Иванова Кахрие Джами. Но в отличие от мозаик Кахрие Джами здесь формы ломаются, появляется сильная драматизация, сложные повороты фигур. Исихазм, который в эти годы особенно сильно распространился в Болгарии, найдя официальное признание в Тырнове, и с которым было связано возникновение удаленных от мира пещерных монастырей, несомненно, способствовал той напряженности, взволнованности, которая наполняет образы святых в композициях Иванова. Для болгарского искусства XIV в. характерны два направления. К одному из них, придворному, связанному с тырновской школой, принадлежат фрески Иванова, выполненные ху- 51 Лазарев В. Н. История византийской живописи. С. 176. 52 Demus O. The Style of the Kariye Djami... P. 153. 53 Grabar А. Les fresques dTvanovo et l'art des Paleologues // Byz. 1955—1957. Т 25—27. P. 58 sq.; Demus O. The Style of the Kariye Djami... P. 154.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes