На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 312

дожниками, находящимися под влиянием константинопольских образцов. Ко второму, демократическому, относятся росписи церквей Восточной Болгарии 54. Искусство палеологовского периода характеризуется появлением живописцев ярких творческих индивидуальностей, художников, чей почерк можно сразу же определить. Имена некоторых из них, в том числе и тех, которые вышли из константинопольской художественной школы, нам известны. Многие из них связали свою судьбу с искусством той страны, где были созданы их основные произведения. Одним из них был Кир Мануил Евгению, приехавший в Грузию из Константинополя, куда за ним по велению эристава Намека Дадиани было послано два монаха 55. Хотя надпись, сообщающая об этом на северо- западном и юго-западном устоях храма Спасителя в Цаленд-жихе, {473} не содержит даты создания росписей, ее можно определить годами правления Намека (1384—1396). Цаленджихская роспись особенно важна тем, что она представляет собой единственный точно датированный памятник, созданный константинопольским художником в конце XIV в. Кир Мануил Евгению работал в храме, построенном еще в XII в. и тогда же расписанном. Фрагменты первоначальных фресок сохранились до сих пор. Росписи посвящены праздничному циклу, страстям и чудесам Христа. В них также включены отдельные композиции из детства Марии, житийные циклы Иоанна Предтечи и св. Николая. Особо почитаемый в Грузии св. Георгий помещен на северной стене, в ответственном месте росписей. Кир Мануил Евгению при размещении композиций должен был следовать требованиям заказчика. Рядом со св. Георгием — ктиторский портрет Намека Дадиани в одеждах византийского императора, на ношение которых он не имел никакого права. Рядом — его жена Марех и сын Мамин. В куполе помещено Вознесение Христа, в апсиде — Богоматерь Оранта. По своей иконографии фрески близки к росписям Перивлепты в Мистре 56, а также церкви Успения на Волотовом поле 57, что указывает на общность использованных фрескистами образцов. Цаленджихская роспись отличается монументальностью. Изображения следуют конструктивному членению поверхности стены. Почти повсюду сохраняется единая горизонталь регистра, переходящая с одной стены на другую. Художник смело включает оконные ниши в построение композиций, не стремясь их обойти, что особенно ясно видно на примере сцены «Поклонение жертве», помещенной в алтарной апсиде. Колорит росписей довольно светлый, тона звучные и чистые. В больших многофигурных композициях отсутствует сложное плановое построение, а также пышные архитектурные постройки, характерные для этого времени. Фигуры персонажей четко выделяются на синем фоне. Роспись Цаденджихского храма выдает талантливую натуру константинопольского художника, его смелый артистизм и индивидуальное своеобразие. Неизвестно, сколь долго пробыл в Грузии Кир Мануил Евгению, но факт влияния его творчества на монументальную грузинскую живопись бесспорен. Об этом можно судить по фрескам в Хоби и Набахтеви, отличающимся, правда, большей холодностью и академизмом 58. Другим константинопольским художником, покинувшим примерно в те же годы, а может быть, и несколько ранее свой родной город, был Феофан, прозванный на Руси Греком. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. Влияние русского искусства на его творчество в этот период было еще не столь значительным, как позднее. В иконах Деисусного ряда Благовещенского собора Московского Кремля он предстает скорее уже как русский, чем византийский, живописец. Но и в Новгород он приехал не прямо из Константинополя, а сначала выполнил ряд заказов в Крыму, в Каффа. Приезд Феофана на Русь произошел в знаменательный для русской {474} культуры период, наступивший в го- Файл byz3_475.jpg Исцеление прокаженного. Последняя треть XIII в. Афон, Ивирский монастырь. Божков А. Търновска средневековна художествена школа. С., 1985. 55 Лордкипанидзе И. Стенная роспись в Цаленджиха. Художник Кир Мануил Евгению // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. 5567 Там же. С. 5. 57 Лазарев В. Н. История византийской живописи. С. 182. 58 Лордкипанидзе. Указ. соч. С. 12.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes