 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 310
фантастическими постройками. В церкви Афендико росписи, выполненные около 1310 г., также отличаются
обильным введением сложной по своим формам архитектуры с перекинутыми между постройками велумами, с
многочисленными завесами. Композиции выполнены в мелком масштабе, манера письма деликатная. Но
несмотря на все эти особенности, фрески отличаются большой близостью к выполненным примерно в те же годы
мозаикам Кахрие Джами 47.
Цикл фресок Перивлепты, созданный во второй половине XIV в., менее других росписей Мистры
пострадал от времени. В куполе храма представлен Пантократор, а на его сводах
• основные праздники. В конке апсиды — Богоматерь на троне между архангелами, под ней
• сцена Божественной литургии. Над конкой, в тимпане,— Гостеприимство Авраама. В жертвеннике —
Отвержение даров Иоакима и Анны. В диаконнике — Христос Эммануил и два ангела с орудиями страстей. Цикл
страстей Христа и детства Марии представлен здесь особенно подробно. Однако евхаристическая программа —
одна из основных в Перивлепте. Все композиции отличаются подчеркнутой живописностью и динамизмом,
эмоциональным напряжением образов, позволяющим говорить о влиянии на их авторов исихазма 48. Тесная
связь фигур и пейзажа создается с помощью гармоничного соотношения их пропорций. Архитектура
чрезвычайно сложна и дробна: художники смакуют детали, увлекаются многочисленными бытовыми
подробностями.
О росписях начала XV в. можно получить представление по тем композициям, которые сохранились в
Пантанассе, маленькой церкви Мистры, построенной в 1428 г. Искусство работавших здесь мастеров отличается
большим драматизмом, чем в Перивлепте, а также напряженностью, сложным нагромождением форм.
Композиции стали еще более многофигурными, чем ранее, жесты персонажей — еще яснее подчеркнутыми.
Мистра явилась последним крупным центром монументальной жи-{470}вописи, вохра
Файл byz3_471.jpg Q
Богоматерь с Младенцем и неизвестным
епископом. 2-я половина XIII в.
Мозаика из монастыря Сан-Грегорио в Мессине.
Мессина, Национальный музей
пившим даже в XV в. лучшие традиции константинопольских мастеров. Но ни о каком влиянии в искусстве
работавших здесь художников критской или македонской школ, которое предполагал первый исследователь
Мистры Г. Милле 49, уже давно не приходится говорить.
Среди «национальных» школ, роль которых в палеологовский период значительным образом возрастает,
одно из первых мест принадлежит Сербии, превратившейся в XIV в. в могущественную державу. Смелые
независимые сербские крали в своих придворных обычаях и церемониях подражали византийским
императорам. Подобно им, они покровительствовали искусству. Работавшие в Сербии художники часто
проходили обучение в Константинополе или Фессалонике, хорошо знали византийские фрески и мозаики.
В одном из крупнейших городов Сербии, Призрене, в 1307— 1313 гг. кралем Стефаном Урошем
Милутином, строителем и реставратором многих церквей, был перестроен и расписан храм Богородицы
Левишка. Это было время мирных отношений с Византией. Сам краль был женат на дочери византийского
императора Андроника II Палеолога. Росписи собора свидетельствуют об этих тесных контактах. В начале XIV в.
система росписей сербских храмов отвечает задачам богослужения в большей степени, нежели ранее.
Евангельские чтения на литургии стремятся иллюстрировать художники на стенах Призренского собора 50.
Особый их интерес к портрету можно рассматривать как черту, характерную для сербской живописи. Краль
Милутин представлен на стене храма как автократор. Напротив этой композиции, на противоположной стене,
развернута целая галерея сербских властителей, его предков. {471}
Росписи церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница, как об этом свидетельствует надпись на стене
апсиды, были выполнены в 1314 г. также по заказу краля Милутина. Рабо-
Talbot Rice D. Op. cit. P. 177, 178.
Ibid. Р. 178.
Millet G. Monuments byzantins de Mistra. Р., 1910.
Паник Д., Вабик Г. Богородица л вишка. Београд, 1975. С. 108.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|