На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 309

друг к другу. Стиль же исполнения мозаик гораздо ближе к Фетие Джами, чем к Кахрие Джами. К началу XIV столетия можно отнести фрески афонского Протата, выполненные художником Мануилом Панселином, происходящим из {468} Фессалоники. Этому мастеру присущ архаизм иконографии. Художественный стиль его фресок характеризуют строгие лица святых со скошенным в сторону взглядом выразительных глаз, металлическая четкость формы. Он также расписал и главный храм лавры св. Афанасия. Но от всей системы фресок уцелел здесь лишь небольшой фрагмент с головой св. Николая 44. Фресок и мозаик второй половины XIV в. не сохранилось ни в Константинополе, ни во втором по значению художественном центре Византии — Фессалонике. О живописи того времени дают представление в первую очередь фрески Мистры и выполненные под византийским влиянием росписи сербских храмов. В искусстве второй половины XIV в. можно ясно определить два направления. Первое, традиционное продолжает «классицизм» конца XIII — начала XIV в., развивая те поистине революционные достижения, которых добились художники в Кахрие Джами. Второе направление характеризуется усилением реалистических тенденций, бытовизма деталей. К нему относятся монументальные циклы храмов Сербии, испытавшей блестящий расцвет искусства с приходом к власти краля Стефана Душана. К этому направлению принадлежат и некоторые памятники, разбросанные на территории самой Греции 45. Продолжением тех завоеваний, которыми было отмечено искусство Константинополя, явилась живопись монастырей Мистры — столицы Морейского деспотата, превратившейся в огромный город после изгнания из нее латинян. В этот двухсотлетний период своего существования, вплоть до захвата в 1460 г. турками, Мистра стала выдающимся центром напряженной интеллектуальной и блестящей культурной жизни Византии. Все многочисленные храмы Мистры были расписаны фресками, отразившими основные этапы развития палеологовского искусства. Традиции первой половины XIV в. (фрески церквей св. Феодоров и Афендико), когда в Мистре работали живописцы, следующие рафинированной манере константинопольских художников, были продолжены в росписях второй половины века, а затем и XV столетия. С точки зрения иконографии живопись Мистры показывает свойственное всему палеологовскому периоду увеличение числа ветхозаветных, апокрифических сюжетов, расширение тематического репертуара. Подробное иллюстрирование жития св. Димитрия в храме, ему посвященном, богатые биографические циклы Богоматери, которые имеются почти в каждой церкви Мистры, отличают эти росписи. В Пантанассе уже в начале XV столетия присутствует полно проиллюстрированный Акафист, впервые появившийся в монументальной живописи Сербии за полвека до этого. Живопись Мистры постоянно отражает одну из характерных черт палеологовского искусства — поиски древних источников иконографии. Никогда художники Мистры не повторяли многочисленных версий одной и той же темы на стенах храма, как это сделали, например, сербские декораторы в Грачанице. Художники украшали церкви Мистры росписями, преследуя в основном дидактические цели. {469} Вместе с тем в расположении фресок, в выборе сюжетов ни один храм Мистры не похож на другой. В Афендико стены заняты портретами святых в рост, помещенных изолированно друг от друга в нишах или медальонах. Многофигурным композициям отведены своды, люнеты, конха апсиды. Такой системы в расположении фресок нет нигде более в Мистре. В Пан-танассе, которая по архитектуре и многим чертам иконографии росписей повторяет Афендико, принят совсем иной принцип размещения композиций на стенах 46. Уже в первых памятниках монументальной живописи Мистры проявились новые тенденции, характерные для палеологовского искусства. Фрески митрополичьей церкви св. Димитрия принадлежат двум разным группам художников. К первой относится удлиненная фигура Богоматери Одигитрии в апсиде, неподвижно и несколько беспомощно стоящая перед зрителем. Второй, более передовой артели художников принадлежат многофигурные композиции, в которые их авторы вводят подробное изображение архитектуры с ее сложными, даже Mylonas Р. Athos. Formes dans un lieu sacre. Athènes, 1974. N 14. Mouriki D. Les Fresques de l'église de Saint-Nicolas à Platsa du Magne. Athènes, 1975. Р. 67. Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. Р., 1970. Р. 67.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes