 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 308
время, причем они характерны не только для отрицательных персонажей. Рельеф тонких, с маленькими
головами фигур передается освещением. Иногда одна половина фигуры изображается в более светлых тонах, чем
другая 40. В большинстве же случаев свет падает на фигуры прямо, так что середина тела оказывается светлее, чем
ее края. Это делает фигуры округлыми, но вместе с тем подчеркнуто легкими, нематериальными.
Фрески примыкающего к храму с юга помещения, называемого пареклисием, были обнаружены
недавно. Они раскрывают истинное его назначение. Поскольку здесь размещены композиции Ветхого завета и
Страшного суда, а надписи на стенах цитируют заупокойные молитвы, ясно, что пареклисий выполнял роль
погребальной часовни 41. Она была расписана после завершения мозаик основной части храма, очевидно теми же
мастерами, в 1320—1321 гг.
В конке апсиды расположено Сошествие Христа во ад — сцена, которая сразу же приковывает к себе
внимание каждого, входящего в пареклисий. Тонкий, легкий, в светлых одеждах на фоне белой с золотыми
звездами мандорлы Иисус Христос дан в сильном движении, тянущим за {466} руки Адама и Еву. Лицо его
пронизано той одухотворенностью, которая мо-
Файл byz3_467.jpg
Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил.
Конец XIII в. Афон, Ватопед. Мозаика в нарфике {467}
жет освещать лица персонажей только XIV в. Эту эмоциональность подчеркивают тонкие черты лица, мягкий его
овал, устремленный на Адама взгляд.
Сцена Страшного суда в восточной части свода купола более спокойна по своему построению.
Величественна фигура сидящего Христа, идеально красивы обратившиеся друг к другу апостолы, спокоен
летящий ангел, который разворачивает свиток неба. В изображениях лиц апостолов отсутствует то стремление к
индивидуализации образов, которое свойственно им, например, в мозаике Успение. Только фигуры теснящихся к
аду грешников вносят трагическую ноту, нарушая спокойствие сцены.
В пареклисии Кахрие Джами фрески располагались и в восьми нишах, предназначенных для саркофагов.
Над саркофагами находились портреты погребенных. Созданные в XIV и главным образом в XV в., они
сохранились довольно плохо. Среди них особенно примечательно изображение женщины, стоящей перед
Богоматерью с младенцем. До нас дошли только нижние части фигур, но мягкие широкие складки одежд Марии,
изображение ее подножия и трона по правилам прямой перспективы, само расположение фигуры не
фронтально, но в три четверти к зрителю и в том же масштабе, что и фигура женщины, свидетельствуют о
прямом воздействии итальянского искусства Кватроченто. Одежда женщины, как передано на фреске,
изготовлена из итальянского шелка или бархата. Она стоит на мраморном полу, обращенный к зрителю край
которого составляет раму композиции.
Мозаики и фрески Кахрие Джами — самый выдающийся, но не единственный памятник живописи
Константинополя того времени. К ним близки по экспрессивности, живописности, мягкой манере письма фрески
церкви св. Евфимия, которые относятся к первой половине XIV в. К тому же времени принадлежат мозаики
церкви Марии Паммакаристос (Фетие Джами). Стиль их исполнения несколько более манерный 42, чем в Кахрие
Джами, а цветовая характеристика гораздо беднее.
Около 1315 г. были созданы мозаики церкви св. Апостолов в Фессалонике. О. Демус 43 полагает, что их
выполнили приехавшие из Константинополя мастера, что было вполне естественно, так как заказчиком храма
являлся патриарх константинопольский Нифонт. Его удаление с патриаршего престола в 1315 г. привело к тому,
что мозаики не были окончены. Как видно по изображению сцен Рождества Христа, Сошествия Христа во ад и
Успения, их близость к композициям в Кахрие Джами проявилась даже в иконографии мельчайших деталей.
Однако мозаики выполняли разные мастера, вдохновлявшиеся разными образцами, но близкие по духу
41 Ibid. P 112, 116.
41 Underwood Р. Op. cit. Р. 189.
42 Demus О. The Style of the Kariye Djami... Р. 152; Belting H., Mango С., Mouriki D. The Mosaics and
Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Gamii) at Istanbul. Wash., 1978.
43 Demus O. The Style of the Kariye Djami... P. 150.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|