 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 244
математические науки, а науки экспериментальные не имели внутреннего импульса к развитию. Средневековая
наука представляется прежде всего как интерпретация уже разработанной традиции, как комментарий текста и
герменевтический опыт, который распространялся на все области знаний 33.
Традиционная наука античности, унаследованная и развиваемая византийцами, тесно переплеталась с
астрологией, магией, алхимией, разного рода оккультными знаниями, составлявшими неотъемлемую часть
средневекового мышления и опыта 34. Корни этого явления уходят в позднюю античность, когда идеи
неоплатонизма, широко распространившиеся в духовной жизни позднеримского общества, выработали и
отношение к научному знанию. Материя — основа всякого естественнонаучного исследования, определенная
Плотиком как цп;' ѵ,— не могла дать истинного знания. Такая посылка определяла и средства познания, которые
лежали за пределами разумного или чувственного восприятия: подлинное знание возможно только через
откровение, поэтому теургия и магия приобретали все более реальную силу. У Порфирия и в еще большей
степени у Ямвлиха всякое научно-рациональное отношение к реальному миру тонет в оккультной практике и
религиозных фантазиях, а математика предстает в виде числовой символики, элементы ко-{368}торой
идентифицируются с гипостатическими конструкциями познаваемого мира 35.
Такое смешение религиозной мистики, магии и точных наук, вероятно, и не могло вызвать к жизни
новые формы познания окружающего мира. С этим связано все укреплявшееся представление о совершенстве
достижений античности. Уже в первые столетия новой эры наука начинает приобретать герменевтический
характер, подводит итог, инвентаризируется в ряде компендиев, справочников, исагог и других компиляций,
каковыми были сочинения Птолемея, Никомаха, Галена 36. Формы осмысления окружающего мира, сложившиеся
в позднеантичный период, оказались настолько устойчивыми, что многие их черты мы узнаем и в поздневизан-
тийской науке. Математика нередко предстает в форме неопифагорейской мистики чисел 37, астрономия
переплетается с астрологией, ботаника, минералогия, алхимия, медицина — с герметической традицией.
Одними из важнейших положений герметической концепции были стоические представления о «симпатии» и
«антипатии» — об отношении единства и противоположности явлений земного мира. Эта концепция охватывала
практически все области естественнонаучного знания от астрономии до медицины, от примитивных
предсказаний, основанных на магии, до универсальных законов природы, функционирующей в гармонии с
небесными телами, связывающей самые разные стороны человеческой жизни с окружающей его средой,—
микрокосм с макрокосмом Вселенной.
Геоцентрический космос Птолемея с его концентрическими сферами предполагал бесконечное
взаимодействие между Землей и планетными сферами, одной сферы с другой. С периода эллинизма вплоть до
Ренессанса доктрина единства космоса и «симпатии», соединяющей все его части, имела значение догмы 38.
Торндайк подчеркивала, что эта концепция, которую она назвала астрологической, часто недооценивается
исследователями, обращающимися к проблемам средневековой науки 39.
В Византии палеологовского периода интерес к герметической традиции, тесно связанной с
неоплатонизмом, был очень велик. Обратившись к каталогам греческих астрологических рукописей, мы можем
видеть, что подавляющее большинство кодексов, содержащих герметические тексты, датируются XIII—XV ее.
Этот интерес важно отметить не только для характеристики научной мысли в Византии — он связан и с тем
обстоятельством, что греческие руке
33 Verbeke G. Science et herméneutique dans la pensée medievale // 2nd International Humanistic
Symposium. Athens, 1972. Р. 32.
34 Исследования Торндайк показали, что магия в средние века и начале нового времени была главным
источником эмпирического и экспериментального приближения к природе. См.: Thorndike L. The
History of Magic and Experimental Science. N. Y., 1923—1958. Vol. 1—8.
35 Jtirss F. Bemerkungen zum naturwissenschaftlichen Denken in der Spâtantike // Klio. 1965. Bd. 43—45.
S. 33960.
36 Festugière O. La revelation d'Hernies Trismegist. Р., 1950. Т. 1. P. 2—4.
37 Как, например, в сочинении Иоанна Педиасима (см.: CumontF. EOpuscule de Jean Pédiasimos Пери;'
e; 7trauf|vcov кш;' е;'ѵѵеацг|ѵсоѵ // Revue Belge de Philologie et d'Histoire. 1923. Vol. 2. P. 5—21).
38 Festugière О. Ор. cit. P. 90.
39 ThorndikeL. The True Place of Astrology in the History of Sciehce // Isis. 1955; Vol. 46, pt 3. Р. 276.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|