 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 165
Поздневизантийское общество имело за плечами груз тысячелетних традиций, влияние которых было
особенно ощутимым именно в сфере политической мысли. Стремление государственной власти укрепить те из
элементов сформировавшейся в предшествующие века политической концепции, которые способствовали
стабилизации общества, приобретало чрезвычайное значение в новых условиях. Уже падение Константинополя в
1204 г. развеяло миф о сакральности столицы империи; была свежа память о латинском владычестве, унизившем
достоинство гордых ромеев, угнетала постоянно маячившая на Востоке угроза сокрушительного турецкого
нашествия. Институированный в законах и церемониале, закрепленный в литературном и художественном
творчестве исторический и социальный опыт прошлого формировал тот пласт духовной культуры общества,
который можно назвать политической культурой. Новые веяния в общественно-политических и экономических
воззрениях поздневизантийских философов рождались в диалектическом противоборстве со старым. На пути
нового стоял византийский консерватизм: сознание даже наиболее последовательных византийских мыслителей
отягощалось пережитками старой имперской идеологии. Несмотря на то что в последние два века существования
Византийской империи уже не было реальной почвы для сохранения имперской идеи, несмотря на появление и
постепенное утверждение концепции неоэллинизма как закономерного исторического феномена, идея
вселенской империи и вселенского императора продолжала вплоть до самого конца Византии владеть умами
византийцев как в области реальной политики 1 так и в сфере теоретических изысканий 2.
Во множестве трактатов, речей, писем деятелей византийской культуры отражено общее для
византийской политической идеологии того времени отношение к василевсу как подражанию Бога, солнцу,
вечности, как правителю, имеющему силу живого закона и обязанному заботиться о своих подданных 3.
Утверждение тезиса о божественном происхождении императорской власти характерно для сочинений
поздневизантийского времени, когда усиливалось воздействие религии на все формы общественной {255} жизни.
Хранителем божественных законов считал монарха Феодор Метохит (Theod. Metoch. Misc. 625). Николай Кавасила
утверждал, что правитель во всем должен следовать богу и божественным законам (Cabas. Paneg. Р. 119. 30—32). В
энкомии Матфею Кантакузину, написанном в связи с его коронацией в качестве соправителя Иоанна VI
Кантакузина, Николай Кавасила делал акцент на мысли о вручении Матфею власти самим Богом (Ibid. Р. 116.
29—31). Христианский тезис о божественном происхождении императорской власти отражен в сочинениях
Димитрия Кидониса, прежде всего в его письмах Иоанну Кантакузину (Cydon. Corresp. Ep. N 6, 5—6, 12—16; N 7,
1, 50 etc.). Идея божественности власти василевса содержится и в официальных документах поздневизан-тийского
времени. Преамбулы к хрисовулам Иоанна V Палеолога утверждают тезис об императорской власти как
источнике божественных законов, применяемых ею в управлении человеческими делами 4.
Идеал императора и в поздневизантийское время менялся в рамках римского набора нравственных
ценностей (справедливость, благоразумие, мудрость, мужество — ожаюсшт!, асофроагЗ\т|, оофиа, а;'ѵориа) 5,
дополненного созвучными христианству добродетелями (человеколюбием и благочестием — фЛаѵФрсолиа,
еи;'аереиа). Однако, несмотря на традиционную формулу, отражавшую один из важнейших тезисов, характерных
для политической идеологии той эпохи,— тезис личности государя, отбор и акцентировка отдельных качеств для
образа идеального василевса были разными у различных представителей общественной мысли того времени. Чем
ниже была ступень общественной лестницы, которую занимал писатель, тем более земными являлись его
запросы в отношении свойств, которые, по его мнению, необходимы императору. Учитель и землемер Алексей
Макремволит, занимавший значительно более скромное положение, чем его коллеги по перу, считал
определяющей чертой в образе наилуч-
Медведев И. П. К вопросу о принципах византийской дипломатии накануне падения империи // ВВ. 1972. Т. 33.
С. 129—139.
2 Beck H.-G. Reichsidee und nationale Politik im spatbyzantinischen Staat // Ideen und Realitaeten in Byzanz. L., 1972.
N VI.
3 Hunger H. Prooimion: Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. Wien, 1964.
4 Vier Prooimien zu Kaiserurkunden, verfaftt von Demetrios Kydones / Edition; Textparaphrase und Kommentar von
F. Tinnefeld // BS. 1983. T. XLIV, fasc. 1. P. 13—30; fasc. 2. P. 178—195.
5 Утченко С. Л. Две шкалы римской системы ценностей // ВДИ. 1972. Т. 4. С: 9—33.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|