 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 166
шею василевса заботу о подданных (Al. Makr. Dial. Р. 217. 14—16). Зачастую образ монарха приводился в
соответствие с конкретными задачами текущего дня. Так, в преамбуле одного из хрисовулов Андроника II,
написанного в условиях внешнеполитической опасности, акцентируется внимание на образе императора-
полководца 6. Однако в трудах писателей, имевших даже одинаковые семейные традиции, социальное
положение и образование, в рамках, на первый взгляд, однозначного набора добродетелей идеального василевса
находили отражение столь существенные нюансы, что в конечном счете их точки зрения становились
принципиально противоположными.
Николай Кавасила и Димитрий Кидонис — земляки, друзья с детских лет, аристократы по рождению —
с обретением жизненного опыта разошлись в своем понимании образа правителя. Николай Кавасила в наборе
присущих василевсу добродетелей, восходящем к античной традиции, делает акцент прежде всего на
христианских добродетелях государя — человеколюбии и благочестии. Последнее из названных качеств
(еиоереиа) {256} в энкомиях Кавасилы приведено не в общем перечне достоинств василевса, но выделено особо в
композиционном отношении 7. Несомненно, уже в этом нюансе можно предугадать последующую идейную
трансформацию Кавасилы, приведшую его к поддержке и развитию мистического учения па-ламизма,
оказавшего столь негативное влияние на общественный климат в империи в условиях нарастания внешней
опасности.
Димитрий Кидонис, отталкиваясь от того идеала правителя, который был сформирован в годы его
совместной учебы с Николаем Кавасилой, в отличие от последнего избрал в качестве определяющей черты в
образе василевса просвещенность. «Василевс, украшенный всяческой мудростью», таков идеал, который
поставлен в центр концепции Кидониса.
Оба фессалоникийца, стремясь увидеть воплощенным свой идеал главы государства, связывали его, с
таким энергичным и противоречивым политическим деятелем, как Иоанн Кантакузин. Каждый из писателей
находил в нем импонирующие черты. Причем в то время, как Кавасила утвердился в своем выборе, поскольку
Иоанн Кантакузин избрал идейным знаменем своей политики паламизм, Димитрий Кидонис, занимавший как
«месадзон» самое близкое к императору место в политической иерархии, испытал глубокое разочарование в
своем избраннике, ибо паламизм был несовместим, по представлениям Кидониса и других прогрессивно
мыслящих людей того времени, с истинной просвещенностью и подлинной духовной культурой (Cydon. Corresp.
S. 95—100) 8. Концепция идеального правителя Димитрия Кидони-са опиралась на позиции гуманизма.
Приведенный пример отказа двух крупных мыслителей XIV в. от одинакового, основанного на традициях
идеала правителя и их перехода на различные политические позиции свидетельствует о том, сколь тесно
переплетались в Византии с середины XIV в. политика и идеология, сколь сильное воздействие оказывали
богословские пристрастия на политические симпатии и в конечном счете на политическую платформу.
Поздневизантийские мыслители обращались не только к вопросам о сущности и характере
императорской власти, но и к проблеме государственного управления 9. Осмысление этой проблемы,
несомненно, также является одним из важнейших элементов политической культуры общества. Порожденная
философией Платона идея монархической власти как лучшей формы правления всегда доминировала в
политическом сознании византийцев 10. Феодор Метохит, говоря о трех возможных формах политического
устройства — монархии, аристократии и демократии (Theod. Metoch. Misc. Col. 604—642), отдавал предпочтение
монархическому строю. По его мнению, предоставляемая людям свобода, правовое и имущественное равенство
не могут дать желанных результатов, ибо участие в управлении государством большего числа людей приводит к
тому, что истинно талантливые люди не могут проявить себя. Писатель подтверждает свой тезис о
нежелательности демократии ссылкой на современную ему Геную, ко-
Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев,
1898. С. 153.
7 Паляковская М. А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. (Николай Кавасила) //
АДЕН. 1975. Т. 12. С. 104—116.
8 Поляковская М. А. Димитрий Кидонис и Иоанн Кантакузин: (К вопросу о политической концепции середины
XIV в.) // ВВ. 1980. Т. 41. С. 173—182.
9 Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV ее. Л. 1976. С. 132—136.
10 Malafosse J. La monocratie byzantine // La monocratie. Bruxelles, 1969. T. II. P. 46—47.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|