 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 128
ско-византийскому и каноническому праву, которое явно не изучалось в франкской Морее. Так, морейское право
вообще не предполагает ни представления в суд письменных документов, ни «адвоката, который говорит, читая
или ссылаясь на законы (имеется в виду византийское право.— И. М.) или каноны» (§ 145), и не считает
обязательным при составлении завещания присутствие публичного нотария, подчеркивая достаточность двух
или трех свидетелей с тем, чтобы завещание считалось законным (§ 146) 16.
Что же касается источников, которыми располагал редактор, составляя компиляцию, то, с одной
стороны, это были официальные источники законодательного характера или, проще говоря, те предписания,
которые исходили от княжеской власти или извлекались из судебных решений и которые, будучи записанными и
отредактированными в виде некоего собрания ассиз, отложились в 1276 г. в княжеской канцелярии (юристы-
практики того времени, создавая свои частные компиляции, обращались прежде всего именно к этому собранию,
как, впрочем, и к другим источникам; наличие многочисленных повторов в «Ассизах Романии» тоже
расценивается как указание на множество письменных текстов, которыми пользовался редактор при составлении
сборника). С другой стороны, это собрание действующих феодальных обычаев (usanze, costume), дошедших до
редактора «Ассиз Романии» в устной традиции.
Но как же все-таки обстояло дело с правом в тех областях Византийской империи, которые остались
греческими? Ответить на этот вопрос трудно, так как источники хранят в этом отношении молчание. Впрочем,
молчание источников — тоже показатель, в данном случае, очевидно, показатель того, что ничего достойного
внимания в области права в этот период, например, в Трапезунде или в Никее не происходило. Единственный,
пожалуй, юридический памятник, а именно Synopsis Minor, который до недавнего времени традиционно
выводился из Никеи XIII в., и тот при ближайшем рассмотрении оказалось невозможным относить к никей-ской
эпохе 17.
Тем не менее практическое знание унаследованного от предшествующих эпох права продолжало
сохраняться на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют, например, юридические акты, дошедшие в
картуляриях XIII в. монастырей Макринитиссы и Новой Петры близ залива Воло в Фессалии, Вазелонского
монастыря близ Трапезунда и Лемвиотиссы {195} близ Смирны, а также греческие рукописи юридического
содержания. Так, наиболее типичными экземплярами составлявшихся в XIII в. (и, очевидно, в самой Никейской
империи) юридических и канонических сборников являются рукописи Sinaiticus gr. 1117 и Parisinus gr. 1234,
содержащие между прочим документы комниновской эпохи, в которых, в частности, излагается интереснейшая
дискуссия по вопросам матримониального права (различные точки зрения на брак в шестой степени родства и т.
д.) 18. Сама по себе эта дискуссия принадлежит XII в., но интерес к ней в Никейской империи XIII в. весьма
показателен: мы знаем, что и здешним патриархам Михаилу IV Авториану (1208—1214) и Герману II (1223—1240)
приходилось решать аналогичные вопросы 19. В целом этот интерес свидетельствует о том, что канонический
кодекс церковного права как совокупность канонов, авторитет которых был установлен самой церковью на
соборах или же «мэтрами» богословия, начинает утрачивать свою монополию.
Были, однако, в то время и попытки преодолеть все более намечавшийся разрыв между юридической
практикой и наукой. Именно в XIII в. монах Филофеева монастыря на Афоне Арсений, позднее ставший
патриархом (1256—1259, 1261—1265), составил сокращенную компиляцию канонов («Синопсис священных
канонов»), состоящую из 141 главы 20. В каждой главе этого труда сопоставляются канонические положения
различных соборов и канонических посланий одного и того же содержания. В конце глав приводится указатель
соборов, касавшихся данного вопроса, и в большинстве случаев под заглавием «Юридические главы» даются
ссылки на аналогичные положения гражданского права. В канонической части своего труда Арсений следовал
общепринятому, начиная с Фотия, каноническому сборнику (исклю-
16 Jacoby D. La féodalité en Grèce médiévale. P. 90.
17 PerentidisSt. Recheiches sur le texte de la Synopsis minor // FM.1984. T. 6. Р. 219—273.
18 Darrouzes J. Questions de droit matrimonial: 1172—1175 // REB. 1977. Т. 35. Р. 107—157.
19 Schmink A. Eine gnomi des Patriarchen Michael Autoreianos // FM. 1977. Т. 2. Р. 255—261; Idem. Drei
Patriarchalschreiben aus ersten Hâlfte des 13. Jahrhunderts // FM. 1982. Т. 5. Р. 193—214.
20 Mortreuil J.-A.-B. Histoire du droit byzantin, ou du droit romain dans l'Empire d'Orient, depuis la mort de
Justinien jusqu'à la prise de Constantinople en 1453. Р., 1846. Т. 3. Р. 456—457.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|