 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 127
толей Негропонта этот свод был объявлен официальным в левантских владениях Венеции, для чего он был
переведен на венецианский диалект, воспроизведен в нескольких списках («официальным изданием» является тот
венецианский экземпляр, который был отправлен в 1453 г. в Негропонт, где он и погиб во время захвата города
турками) и в таком виде дошел до нас, в то время как франкоязычная первоначальная редакция «Ассиз Романии»
не сохранилась.
По своему составу «Ассизы Романии» распадаются на четыре тематические части: наиболее значительная
из них (по числу статей) содержит ассизы, имеющие дело с вассальными отношениями (условия пожалования
фьефа вассалу; отношение фьеф — служба; юрисдикция, в сфере кото{193}рой решаются эти и аналогичные им
сюжеты); вторая часть включает ассизы, трактующие вопросы прерогатив князя и его придворных чинов и
имеющие тенденцию к смешению с ассизами первой категории; далее — значительное число ассиз (третья часть),
относящихся к статусу вилланов или греческих париков, хотя эти ассизы и не составляют особого единого
корпуса, будучи распыленными по всему сборнику, да и вообще не интересуются вилланами как таковыми.
Скорее всего, они рассматривают вилланов с сеньориальной точки зрения, с точки зрения прав, прерогатив или
интересов сеньора. Наконец, последнюю (четвертую) группу составляют ассизы, трактующие различные сюжеты:
имущество горожан (§ 38), цензивы (§ 142, 192), правила составления завещаний (§ 37, 149) и других актов (§ 150,
170). Если к этому добавить несколько ассиз относительно торгового права (§ 204), то это будет все, что можно в
«Ассизах Романии» найти о горожанах или городах: в Морее не существовало эквивалента «Книги ассиз
горожан», составленной в Иерусалимском королевстве между 1240 и 1244 гг., и нет никаких следов использования
здесь этой «Книги».
Обращают также на себя внимание четыре статьи (71, 138, 178 и 194), трактующие вопрос о праве
греческих архонтов Морен и подвергнутые специальному изучению 13. Дело в том, что содержащееся в
Морейской хронике сведение об обещании Жоффруа Виллардуэна уважать обычай и закон ромеев было
расценено в свое время как свидетельство инкорпорирования в феодальное право франкской Греции права
византийских проний. Однако Морейская хроника, редакцию которой от описываемых в ней событий, связанных
с франкским завоеванием, отделяет по крайней мере полтора столетия, не может считаться достоверным
источником по данному вопросу 14. Не могут помочь здесь и четыре названные статьи о греческих архонтах, так
как в них не заметно никаких следов иронии. Напротив, анализ этих ассиз (и особенно § 138 о разделе фьефа
умершего архонта при наследовании на равные части между его сыновьями или дочерьми) показывает, что
упоминаемые в них фьефы греческих архонтов как будто не чисто феодальные, во всяком случае ленные,
владения, так как не имеют характера условного держания, не подлежат 40-дневному сроку феодальной
инвеституры, не обременены четко оговоренной обязанностью нести военную службу; скорее они являлись
обычной частной земельной собственностью, правила наследования которой регулировались (как и в случае с
крестьянскими стасями) нормами римско-византийского частного права, скорее всего новеллой 118 Юстиниана,
которая в случае наследования ab intestat предусматривает раздел имущества на равные доли между всеми
наследниками без различия пола. Правда, при наследовании имущества архонтов и вилланов все-таки отдавалось
предпочтение наследникам мужского пола (женщины допускались к наследованию при отсутствии мужчин), но
аналогичными были правила наследования недвижимых имуществ византийских париков, как это явствует из
византийских практиконов. Не исключено, что нужды византийского фиска еще до XIII в. {194} потребовали
предпочтения для наследников мужского пола, и эта практика получила свое продолжение в франкской Морее
15.
Следует также отметить, что и другие институты византийского права отразились в «Ассизах Романии»,
например 30-летний срок пребывания виллана на земле чужого сеньора, делающий его вилланом
землевладельца (§ 182); право арендатора на часть улучшений, осуществленных им на арендованной земле, в то
время как эта земля остается собственностью концессионера; денежный штраф в 25 иперпиров за попытку
расторгнуть контракт после того, как уплачен задаток (§ 204), и т. д. Но в то же время в ассизах наблюдается и
оппозиция рим-
Jacoby D. Les archontes grecs et la féodalité en Morée franquey / TM. 1967. Т. 2. P. 421—482.
14 Дискуссию по этой проблеме см.: Медведев И. П. К вопросу о социальной терминологии Морейской хроники
//ВО. 1977. С. 138—148.
15 Jacoby D. La féodalité en Grèce médiévale. Р. 35—36; Idem. Les archontes grecs.... P. 451—456.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|