 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 129
чешем является первая глава, в которой цитируются некоторые сочинения, не входившие в канонический кодекс
церкви), в гражданской — сборнику в 87 глав Иоанна Схоластика. Именно к нему относятся цифры, следующие за
словами ѵоцдкбѵ кефбйаюѵ. Этот факт бесспорно доказывает, что в руках греческих церковников в то время
имелось много рукописей с Collectio 87 capitulorum, а также с другими каноническими текстами,
предназначенными для возможно более полного изучения церковной юриспруденции.
И наконец, Эпир, этот второй эллинский центр, возникший на развалинах Византийской империи в
западной части Балканского полуострова. Здесь юридической деятельностью занимались такие выдающиеся
представители византийской образованности XIII столетия, как митрополит навпактский Иоанн Апокавк, но
особенно рукоположенный им архиепископ ох-ридский Димитрий Хоматиан (город Охрил, или Акрида, в
Западной Македонии входил в первой половине XIII в. в состав Эпирского царства), о котором прежде всего здесь
и пойдет речь. Этот знаменитый греческий иерарх и канонист первой половины XIII в. получил в молодые годы
{196} (по-видимому, в Константинополе) прекрасное общее и специальное юридическое образование и затем,
сделавшись сначала хартофилаком в Охриде при архиепископе Иоанне Каматире, а позднее (благодаря
содействию Иоанна Навпактского) и архиепископом (ок. 1216—1234), принял деятельное участие в политической,
общественной и церковной жизни не только Эпирского княжества, но по существу и всего северо-балканского
греко-славянского региона. Это он короновал Феодора Ангела императором в Фессалонике, это к нему как к
верховному судье обращались по самым различным вопросам митрополиты, епископы и экзархи, а также
светские правители (например, король сербский Стефан, адресовавший ему 14 вопросов из области литургии) и
люди всех сословий.
Сохраненные мюнхенской рукописью XVI в. (Monacensis gr. 62) 21, изданные, но еще далеко недостаточно
изученные многочисленные сочинения Хоматиана (а именно письма, в которых разбирались различные
юридические и церковные вопросы, разные канонические послания и ответы на более чем 220 вопросов, судебные
решения, соборные деяния и т. п.) имеют первостепенное значение для истории византийского права вообще и
канонического права в частности. В них он предстает скорее не как духовный пастырь, но как светский судья,
стоящий на страже закона и утверждающий это право в борьбе с силой. Так, рассмотрев иск жителей одного
острова против духи, который, злоупотребляя своей властью, купил владение некоего Михаила Серриота в
нарушение права предпочтения родственников и соседей продавшего, Димитрий Хоматиан формулирует (со
ссылкой на соответствующие места Василик и новеллы Романа Лакапина о протимисисе) принципиальное
положение о должностном злоупотреблении, о запрете должностному лицу (будь то архонт или военачальник)
покупать недвижимость в пределах подведомственной ему территории, чтобы наиболее эффективно
гарантировать добросовестность подобного рода сделок 22. Ибо основа всякой собственности, говорит он,— это ее
добросовестное приобретение; если же bona fides отсутствует, то ни приобретший что-либо в свою собственность
недобросовестным путем, ни его наследники не могут рассчитывать на длительное владение, так как это не
столько владение, сколько «продолженное насилие» и рано или поздно справедливость будет восстановлена. Как
судья, а не иерей выступает Хоматиан и там, где он запрещает отцу лишать наследства своих детей с целью
подарить свое имущество монастырю: в этом отношении он может располагать лишь четвертью своего
наследства.
Все заставляет думать, что Хоматиан в своей деятельности совершенно отчетливо осознавал себя
преемником упраздненного Константинопольского патриархата, хранителем имперских традиций и чистоты
имперского права. При этом главным и основным источником права для него были Василики и их Синопсис, на
которые он постоянно ссылается и часто цитирует с большой точностью. Несомненно, он досконально знал этот
законодательный свод и, вероятно, вмел в своем распоряжении его полный экземпляр, хотя чаще пользовался все
же Синопсисом 23. Но наряду с Ва-{197} силиками он ссылается также на новеллы императоров (Льва VI, Алексея I
Комнина и особенно часто на новеллу Романа Лакапина о протимисисе),
Pitra J. B. Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata. Romae, 1891. Vol. VI. (Критическое издание
сочинений Хоматиана готовит Г. Принцинг.)
22 Ibid. Col. 307—314.
23 Матопс N. П. Nouuca Сптгцшта е;'к тсо;~ѵ е; русоѵ Апиптрюи ХсоиатиаѵоиЗ. ^п^уац 1961. E. 21.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|