 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 98
Влияние крестовых походов на книжную миниатюру и византийскую икону может быть лучше всего
изучено на материале не Константинополя, а Синая, где в XIII в. возникли своеобразные греко-латинские
иконописные центры. Они находились за пределами Латинской Романии, но, возможно, именно они
удовлетворяли потребности Греции, островов Эгеиды, латинского Константинополя 15.
Памятники изобразительного искусства крестоносцев имелись и в Греции. Морейская хроника сообщает,
что в Фиванском замке Сент-Омера зала дворца была украшена прекрасными росписями, изображавшими
покорение Сирии франками (Chr. gr. de Morée. Vs. 8083— 8085). В Патрах в архиепископском дворце находились
фрески на тему осады и разрушения Трои 16. К сожалению, все они не сохранились. Зато до нас дошли фрески
церкви Иераки (вторая половина XIII в.). На одной из них имеется изображение Христа, выполненное раннеготи-
ческим мастером. Оно мирно соседствует с традиционными византийскими росписями, хотя и на них мы
встречаем изображения воинов во франкских доспехах.
О. Демус справедливо замечает, что смешение стилей происходило в пограничных районах с менее
стойкой византийской традицией 17. В искусстве же многочисленных маленьких церквей Аттики и Пелопоннеса
{151} в XIII в. преобладали фрески в старой, весьма консервативной манере, преодоление которой началось лишь с
80-х годов XIII в. под влиянием Палеологовского ренессанса. С другой стороны, в большинстве небольших церквей
Крита, островов Эгеиды и Пелопоннеса в росписях наблюдается отход от комниновской линейности, стремление
к упрощенному рисунку, лаконизму форм, даже примитивизации. Консерватизм, предпочтение темных тонов
характеризуют греческое искусство Латинской Романии XIII в. Старое закрепляется и поддерживается сначала
как знак сопротивления вкусам и идеалам завоевателей. Такое искусство вполне соответствовало
мировосприятию заказчиков — клира и разбогатевших горожан. Донаторские портреты нередко украшают такие
церкви на Кипре, Эвбее, Наксосе, в Аттике.
Искусство Крита — особая страница в истории живописи Латинской Романии. Развитие художественных
традиций в конце XIII—XV в. постепенно привело к формированию наиболее значительной школы
изобразительного искусства — крито-венецианской. На Крите около тысячи расписанных церквей. Многие сотни
икон, хранящихся в музеях Венеции и других европейских городов,— с Крита или созданы критскими мастерами.
Все это говорит о том, что центр живописи на Крите был весьма мощным. Он функционировал вплоть до XVII в.
Здесь рассматривается лишь первый период его истории — до 80-х годов XV в. Его, в свою очередь, можно
подразделить на несколько этапов. Первый из них — XIII в. Непосредственно после венецианского завоевания в
росписях церквей (их весьма немного), по определению Ш. Дель-вуа, преобладает «монашеское народное
искусство, опирающееся на византийские традиции XI—XII ее.» 18. По сути дела, это отстающая, периферийная
школа. Доминируют линейность стиля, темные тона, статичность и скованность поз. Следы латинских влияний
единичны. Они зафиксированы лишь в зонах поселения венецианцев и коснулись иконографии. Например, в
церкви деревни Племениана есть отсутствующий в византийской иконографии сюжет — изображен св.
Варфоломей, несущий на плечах содранную с него кожу.
те: Prato G. La produzione libraria in area greco-orientale nel periodo del regno latino di Constantinopoli // Scrittura e
Civiltà. 1981. Т. 5. Р. 105—147.
15 Weitzmann К. Studies in classical and byzantine manuscript illumination. Chicago; L., 1971. Р. 314—339
a.o.
16 Nicolai de Marthono. Relation du pelerinage à Jérusalem de Nicolas de Martoni, notaire italien (1394—
1395) // ROL. 1895. Т. 3. Р. 661; Libro de los fechos et conquistas del principado de la Morea / Ed. A. Morel-
Fatio. Genève, 1885. § 509—510.
17 Demus O. Die Entstehung des Palâologenstils in der Malerei // Berichte zum XI. Internationalen
Byzantinistenkongrefi. Munchen, 1958. S. 36.
18 Delvoye Ch. Eart byzantin. Р., 1967. Р. 352.
Второй этап охватывает XIV в. Живопись Крита также следует в общем фарватере византийского
искусства, с середины столетия все более испытывая влияния Палеологовского ренессанса. Старый стиль
сосуществует с новыми тенденциями: стремлением придать больше естественности движению фигур, сделать их
рельефнее; вместо подчеркнутых контрастов светлых и темных тонов найти более мягкие сочетания, перейти к
усложненным системам светотеневой моделировки, более гармонично связать образ с окружающим
архитектурным и
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|