 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 84
Файл bz3r129_4. jpg: -
Пророк Исайя. Середина XIV в.
Москва, ГИМ, греч. 407.
Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью.]
Файл byz3_129.jpg
Пророк Иона. Ок. 1290 г. Щ
Арта. Панагия Паригоритисса. Мозаика в
куполе
Этот стиль можно назвать переходным от комниновского искусства к палеологовско-му, ибо «зрелый
палеологовский стиль целиком уходит своими корнями в XIII век» 32. Когда после падения Константинополя не
стало столичного искусства, то постепенно начали распадаться и связи, державшие живопись в рамках стиля XI—
XII ее. Этот процесс начался почти одновременно в Сербии, Эпире, Греции и Никее. Живопись начинает
освобождаться от канонических норм, становиться более жизненной и чувственной. Художников привлекают
драматические и бытовые эпизоды и сцены. Линейная манера письма начинает вытесняться более
выразительными приемами: пространство становится многоплановым и объемным, позы фигур — более
экспрессивными. Смелый и широкий мазок, острое сочетание красок все больше пробивают себе дорогу.
Некоторые из этих черт мы уже отмечали в росписях южного нефа базилики Ахиропиитос и церкви Успения
Богородицы. Но, безусловно, наивысшего развития черты нового стиля достигли в живописи царской церкви
Панагии Паригоритиссы в Арте. В ней в отличие от других церквей Эпира сохранились мозаики — явление
редкое в искусстве XIII в., для которого характерны фресковые росписи. В эпирской живописи мозаичные
изображения зафиксированы еще только в Като Панагия (изображения Христа и Богородицы) 33 и в церкви
Николая Родиаса.
Мозаики Паригоритиссы сохранились в основном в куполе и частично на Парусах. Купол традиционно
украшен огромным Пантократором 34, окруженным серафимами и херувимами, а между окнами барабана
номе{129} щены фигуры двенадцати пророков (изображения Давида и Соломона не сохранились). От фигур
евангелистов на парусах дошли только фрагменты.
Изображение Христа Пантократора выполнено в суровой и резкой манере. Он одет в хитон каштаново-
золотого цвета, на который наброшен голубой гиматий. Выражение лика Христа строгое и торжественное, а не
тяжелое и мрачное, как в XI—XII ее. Но его большие глаза с дугообразными бровями смотрят на зрителя с почти
евангельской кротостью. Коричневые волосы Христа, как в большинстве изображений Пантократора в XI—XII ее.,
разделены на обе стороны 35. Мозаичист следовал в изображении Христа еще во многом за каноном XII в. Именно
этим объясняется архаичность некоторых черт. Кроме того, мы здесь имеем дело с наиболее ранним образцом
мозаичной техники, когда мастер в качестве образца использовал переносную культовую икону Христа.
Совершенно иная манера у художников, набиравших мозаичные фигуры пророков. По мнению А.
Орландоса, ими были три константинопольских мозаичиста 36, исповедующих новый палеологовский стиль. Ни
один из пророков не изображен строго фронтально, как это было обычным, например, в Дафни. Здесь они стоят
к зрителю в трехчетвертном повороте или почти в профиль. Положение каждого различно, каждый по-особому
держит развернутый свиток. Все пророки — в традиционных древнегреческих одеждах: поверху хитона —
гиматий, на ногах — сандалии, перехваченные ремнями.
По позам и выражению лица пророков можно разделить на три группы: а) библейский тип —
продолговатая голова, волосы спокойно падают на плечи, взгляд горизонтально направлен в бесконечность,
выражая строгость и надменность (Исайя, Иеремия, Иезекииль); б) тип
Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 143.
33 'ОрМсѵоос А. 'И Порта Паѵауиа. Е. 29—33.
34 Голова Христа имеет ширину 222 см, а Евангелие, которое он держит,— 155x135 см. Диаметр круга, в
который он вписан, составляет 450 см.
35 'ОрИОѵоос А. 'И Парrуор1Îтlcса.... Е. 111—112.
36 'ОрХаѵоос А. 'И Пар^орг^юс^. Е. 125, 127.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|