На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 85

мыслителя — голова слегка склонена, лоб широкий и лысый, волосы короткие, борода округлая, на лице печать глубокого размышления (Елисей, Иоанн, Аарон); в) тип поэта — голова слегка или сильно поднята, нечесаные темно-серые волосы и борода, выражение страстное (Софоний, Моисей, Иоиль, Илия) 37. Изображение пророков явно указывает на использование позднеантичных и ранне-средневековых мозаичных моделей, на отказ от линейности и фронтальности. Моделировки одеяний отличают пластика и живописность. Одежды свободно облегают тело и ниспадают красивыми складками, придавая объемность и легкость фигуре. Живость и экспрессия ликов, разнообразие поз, стройность пропорций тел — все это говорит о том, что здесь работали превосходные мастера. Большой прогресс был достигнут ими и в использовании красок, которые теперь не только становятся более чистыми, но и представляют собой комбинацию цветов — белых, красных, зеленых, синих и голубых. Применение цветовых контрастов с помощью кубиков смальты и живописное сочетание красок особенно выразительно проявились в ликах Иеремии, Софоний и Аарона, в которых зеленые, красные и голубые камешки искусно контрастируют друг с другом. Виртуозное использование цветовых контрастов позволяет предположить, что {130} мастера интересовались мозаиками IV—V ее., возврат к которым, как и ко Файл byz3_131.jpg Распятие. Икона XIII в. В Афины, Византийский музей {131} многим другим традициям позднегреческого искусства, в числе прочего способствовал возникновению палеологовской живописи. Файл byz3_132.jpg Распятие. Икона XIII в. Афины, Византийский музей. Деталь. Голова Христа Мозаики церкви Панагии Паригоритиссы создавались в переходный, или раннепалео-логовский, период живописи. Поэтому среди них мы встречаем как произведения с архаической трактовкой образа (Пантократор), так и полные взволнованности и выразительности мозаики пророков — наивысший взлет эпирской живописи. Этот подъем прекратился на рубеже XIII—XIV ее. Больше здесь не появилось чего-нибудь значительного в области монументальной живописи. Ибо фресковая живопись, довольно широко представленная в Панагии Париго-ритиссе росписями конца XIII—XIV в., не достигла художественного уровня мозаик. Это относится как к изображению Богородицы и пророка Давида в алтаре, так и к сценам Успения и Вознесения Богородицы на стенах храма или фрескам с фигурами святых Андрея, Иоанна Златоуста и Григория Богослова в нартексе. При различии техники исполнения все они находятся в традиционном кругу живописи 38. Падение роли монументальной живописи в искусстве Эпирского царства XIV в. в некоторой степени компенсируется развитием иконописи. К наиболее ранним иконам относятся две большие мозаические иконы в церкви Порта Панагия. На них изображены благословлявший Христос в рост и стоящая Одигитрия. Миловидные лица с мягкими чертами, графическая разделка плоскости уже предвосхищают стиль иконописи позднего, XIV в. 39 К XIII в. относится и двусторонняя икона с изображением Распятия и Богоматери Одигитрии (из монастыря у деревни Пета близ Арты) 40. Кроме того, имеется свидетельство монаха Феодосия, автора жития св. Саввы, что последний, возвращаясь в начале 1219 г. в Сербию через Фессалонику, заказал у наиболее известных художников две большие иконы с изображением Христа и Святой Горы. Они были богато {132} украшены драгоценностями и поставлены в монастыре Филокалес. Сам Феодосий видел их позднее и восхищался их величиной и живописью 41. 3378 Ibid. Е. 116—118. 39 'ОрМсѵоос А. 'И Пар^орг^юс^. Е. 128—148. 39 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 129; 'ОрХОѵоос А. 'И Порта Паѵауиа. Е. 29—33. 40 Ешт^ргои М. 'Адфщюссогхос еи; кш;'ѵ тоиЗ БиСаѵтиѵоиЗ Мошеиои 'АФ^ѵ со;~ѵ е£ 'Илеирои // АХАВ. 1959. Т. IV, 1. 1960. Е. 135—143. 41 Дании . Живот Святого Сава, написао Доментииан (правилно Теодосще). Београд, 1860. С. 40.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes