 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 83
интерес живописцев к психологическому миру объекта изображения. Живопись церкви св. Николая Родиаса
около Арты также сохраняет традиционные черты. Лица фигур, как и на фресках из храма св. Пантелеймона в
Нерези, обращают на себя внимание плотными тенями, спокойствием и сдержанностью. Лишь некоторые
образцы даны более живописно и с большим выражением чувств 27. {127}
Файл byz3_128.jpg
Пророк Исайя. Ок. 1290 г. Арта. Панагия
Паригоритисса. Мозаика в куполе
Традиционализмом отмечена и светская монументальная живопись, прежде всего фресковые
изображения представителей господствующего класса Эпира и ктиторов церквей. Таков семейный портрет
протостратора Феодора, его жены Марии, его брата Иоанна и супруги последнего Анны в церкви Пагании Веллас
(1281 г.), портрет севастократора Иоанна Комнина Ангела, основателя церкви Порта Панагия в Трикале (ок. 1285
г.), во внешнем нарфике храма 28 и др.
Черты этого стиля сходны не только с живописью из Нерези, но и с росписями, посвященными победе
Ивана II Ясеня над Феодором Комнином в 1230 г., в церкви Сорока мучеников в Тырново 29.
Значительно больше элементов нового мы находим в живописи, представленной сценой Сорока
мучеников в южном нефе базилики Ахиропиитос в Фессалонике. Широкие, монументальные фигуры мучеников,
с одной стороны, сохраняют часто архаические черты живописи XI в. (красные пятна на щеках, схематическая
форма глаз), а с другой — уже лишены «линейности» изображения конца XII в. (черты лица даны выпукло,
чувствуются свобода и большое мастерство кисти). Свобода и экспрессия характеризуют прежде всего
изображение св. Горгония, а также фигуры некоторых других мучеников, и близки по психологизму ко многим
образам пророков церкви Вознесения Христова в Миленчево 30. Эту живопись уже нельзя назвать
провинциальной традицией комниновского искусства. Здесь присутствуют ростки нового и передового
предпалеологовского стиля.
Развитием этого стиля являются фрески церкви Успения Богородицы на реке Мегдова (ок. 1250 г.), к
сожалению исчезнувшей под водой искусственного озера. Лики святых в сцене сошествия в преддверие Рая
переданы с еще большим выражением душевной экспрессии, с большей свободой и живописностью, чем в
базилике Фессалоники. Запечатленный момент действия передают и беспорядок волос, и выражение глаз, и
движе-{128}ние складок одежды. Все фигуры содержат элементы нового живописного стиля, который, возможно,
распространялся из Милешево в Сербии 31.
[Цветные иллюстрации на вклейке:
Файл bz3r129_1. jpg: «
Феофан Грек. Христос. (J 1405 г.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
Икона из иконостаса. Файл
bz3r129_2.jpg:
Успение Богоматери. R
1-я половина XIV в. ™
Москва, ГМИИ. Файл
bz3r129_3.jpg:
Евангелист Иоанн с учеником Прохором. 1-я половина XIV
в.
Вена. Национальная библиотека. Миниатюра из Нового Завета.
в
27 Chatzidakis M. Op. cit. P. 61.
29 'ОрМсѵоос А. 'И Порта Паѵауиа. Е. 33—34.
29 Djuric V. La peinture murale byzantine XIIe et XIIIe siècles // Actes du XVe Congrès International
byzantines. Athènes, 1976. Т. 1. Art et archéologie. Athènes, 1979. P. 217.
30 Chatzidakis M. Op. cit. P. 62.
31 Chatzidakis M. Ор. cit. Р. 63; Djuric V. Op. cit. P. 217.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|