На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 82

уровню. В живописи можно выделить два направления: аристократическо-традиционное с элементами нового стиля и передовое, предпалеологовское искусство. Аристократическо-традиционное течение в живописи отмечается уже с первых десятилетий XIII в. Это было искусство, придерживающееся образцов XI—XII ее., полных спокойствия и ясности. В фресках преобладает золотой фон. Вместе с тем вводятся и некоторые новшества: широкие мазки белой краски, что придавало изображению больший оттенок эмоциональной выразительности, сочетание зеленых тонов лика с контурами, обведенными красным цветом. Но эти нововведения почти не нарушают уравновешенности «классического» стиля эпохи Комнинов. К памятникам этого течения относятся прежде всего фрески церквей Иоанна Богослова в Веррии, Николая Родиаса в Арте, Панагии Веллас, Порта Панагия в Трикале, Димитрия Кат-сурис, Като Панагия в Арте, фрески южного нефа базилики Ахиропиитос в Фессалонике (ок. 1230 г.) и некоторые другие. По манере письма они сходны с фресками XIII в. в церквах св. Пантелеймона в Нерези и св. Георгия в Курбиново. В качестве примера традиционного стиля рассмотрим более подробно живопись и иконографию в церкви Иоанна Богослова, которая датируется началом XIII в. 24 Стены церкви разделены на три зоны: вверху представлено Вознесение, посередине — Благовещение, внизу — св. Василий и св. Иоанн Златоуст. На южной стене храма вверху изображены сцены от «Рождества Христова» до «Введения во храм». Этот цикл продолжен на противоположной, северной стороне. Средние зоны стен украшены изображениями пророков Даниила, Софонии, Иеремии, а также Иоанна Богослова с Богородицей, держащей младенца, и Симеона Столпника. С точки зрения иконографии сцены в основном традиционны для византийского искусства XI—XII ее.: при входе в преддверие Рая Христос изображен без нимба, в сцене Благовещения архангел Гавриил слева делает величественный шаг к Марии, стоящей справа в скромной и полной достоинства позе. В левом верхнем углу помещены огненный луч и голубь, символизирующие нисхождение Святого Духа. Столь же иконографически {126} традиционны сцены «Введения во храм» с Иосифом и Марией, держащей Иисуса-младенца, Симеоном и Анной и «Снятия с креста». В последней, пожалуй, нежность, с которой Богородица касается лица своего сына, и излом линий ее тела выражают более явственно, чем обычно патетический характер сцены 25. Традиционность и даже консерватизм характерны для изображения Богоматери Оранты в апсиде. Файл byz3_127.jpg Пророки Исайя и Иеремия. Ок. 1290. Арта. Панагия Паригоритисса. Мозаика в куполе Однако встречаются и отступления от традиционной иконографии. Так, в апсиде слева и справа от маленького окна представлена сцена «Причастие апостолов» с двумя целующимися апостолами. Обычно же здесь изображались епископы. Однако св. Василий и св. Иоанн Златоуст помещены по краям апсиды 26. Нетрадиционным является в сцене «Святые жены у гроба» и наличие слева трех жен. Судя по художественной манере, фрески церкви Иоанна Богослова написаны двумя живописцами. Но их стиль в изображении поз, драпировки фигур, причесок находится в целом в рамках комниновского искусства. Правда, заметна тенденция к украшению одежд, удлинению силуэтов, торжественности и ясности поз. Слабый свет контрастирует с широкими тенями на лицах. Нечто новое вырисовывается в движении фигур в сценах Вознесения. Сходные черты живописи мы наблюдаем и в немногих сохранившихся фресках из столицы Эпирского царства Арты и ее окрестностей. В церкви Като Панагия, построенной и расписанной при Михаиле II, св. Ипатий в крестообразном омофоре изображен в традиционной манере искусства XII в. Но вместе с тем художник отразил в его облике беспокойство, почти тревогу, что указывает на Chatzidakis M. Aspects de la peinture murale du XIIIe siècle en Grèce // Eart byzantin du XIIIe siècle. Symposium de Sopocani 1965. Beograd, 1967. P. 63. 25 MichailidisM. Op. cit. Р. 472—480. 26 Ibid. P. 486—487.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes