 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 45
Файл byz3_69.jpg ц
Распятие. Мозаичная икона.
1-я половина XIII в. Берлин, Гос. музей
Влеммида, несомненно, отразилось недовольство знати и духовенства политикой Феодора II Ласкариса, который,
испытывая недостаток денежных средств для ведения военных действий на Балканах, был вынужден обложить
налогом поместья аристократии и монастыри.
Исторические примеры, приведенные в изобилии в трактате, должны были не только служить
иллюстрацией, но и делать указание, как необходимо поступать в тех или иных случаях. Несмотря на тяжелый
слог — понадобилась специальная метафраза, чтобы упростить стиль,— трактат оказал большое воздействие на
историков и писателей XIII и XIV ее.
Непрерывность риторической традиции в литературе Никейской империи проявилась и в жанре
энкомия, в развитии которого особая роль принадлежит Феодору II Ласкарису. Кроме уже упомянутого выше
энкомия в честь Ватаца, где в длинных тирадах восхваляется внешняя и внутренняя политика Иоанна III,
превозносятся его ученость, слава, храбрость и приверженность православию, Феодор посвятил энкомий и своему
учителю Георгию Акрополиту, в котором не только благодарил за обучение, но и дал выразительный и
детальный портрет историка и ученого 32. К этому же жанру следует отнести акафист Богородице и неизданное
сочинение о весне как лучшем времени года.
Но наибольшую известность приобрел «Энкомий великому городу Никее» (Theod. Lasc. Orat. P. 5),
написанный, по словам Феодора, в знак «благодарности за материнскую любовь, с которой она (Никея.— П. Ж.)
его воспитала». От общих похвальных сентенций автор быстро переходит к изложению основных достоинств и
значения Никеи и ее жителей. «Где слава городов,— вопрошает Феодор Ласкарис,— которые отличались
многочисленными достоинствами, дорогими пряностями, ввозимым товаром из других стран, гордились
кораблями, импортирующими товар?» (Ibid. Р. 2. 5—6). Одна Никея не склонилась перед победителем; напротив,
она поднялась надежной скалой, о которую затупились копья врагов. Благодаря достоинству и мудрости ее
жителей и выдающимся в философии мужам Никея сделалась л;6)ас лб^есоѵ, царицей и госпожой всех городов,
а многообразные и великолепные церкви и храмы превратили ее в л;6)ас ФеоиЗ (Ibid. Р. 7. 10—8. 14). В энкомии
широко применяются сравнения. Так, присоединение к Никее областей, занятых ранее латинянами, сравнивается
с возобновлением нормального кровообращения в человеческом теле после очередного расстройства.
Похвальное слово Никее Феодора II Ласкариса было первым из трех сочинений данного жанра,
посвященных этому городу в XIII в. Многие его положения были в той или иной степени повторены и развиты в
энкомиях Феодора Метохита и Константина Акрополита.
В литературе Никейской империи наряду с обостренным вниманием к событиям общественной жизни
шел параллельный процесс развития индивидуалистических тенденций. Потребность человека разобраться в
собственном мире чувств, раскрыть свою душу становится одной из характерных особенностей многих сочинений
писателей XIII в., и в первую {70} очередь автобиографий. От этого столетия сохранилось пять автобиографий —
Никифора Влем-мида, Георгия Акрополита, императора Михаила VIII Палеолога, Георгия Кипрского и Георгия
Пахимера,— из которых только первая хронологически относится к эпохе Никейской империи.
Автобиография Влеммида состоит из двух частей. По форме первая из них близка к житиям святых и,
вероятно, была составлена как поучительное чтение для монахов монастыря, основателем которого являлся
Влеммид. Вторая часть служит как бы дополнением к первой, заполняя пробелы и пропуски. Основное внимание
уделено здесь изложению догматических споров с латинянами в 1234 и 1250 гг., в которых принимал участие и
Никифор, пытаясь примирить греков и латинян утверждением, что святой дух исходит как от отца, так и от сына.
Главная цель сочинения — оставить о себе воспоминание и «воздвигнуть столп исповедания как помощь
и спасение, как защиту и основу, благую, могучую, мудрую» (Nic. Blem. Р. 1. 4—5) 33. Поэтому общественные
события освещаются лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания читателем происходящего с
Влеммидом. Обостренный интерес к собственной личности, ярко выраженный в автобиографии,— явление
редкое в византийской
МаркбпогЛос А. П. Фееошрои В' Ааокаресос а;'ѵек5отоѵ е;'ук щиоѵ про;'с то;'ѵ Гесоруиоѵ 'АкрожШтчѵ //
БОБЕ. 1968. Т. 36. Е. 110—118.
33 Перевод Л. А. Фрейберг (см.: Памятники. IX—XIV ее. С. 324).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|