 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 79
О времени первой переделки Парфенона в церковь не сущест-
1
кует достоверных документов.
Зодчие, которых афинские христиане призвали продолжать постройку Иктина, нам неизвестны.
Позднейшее предание дает им имена Аполлоса и Евлогия2 Во всяком случае, они не столь уж
достойны зависти, как Анфимий Тральский и Исидор Милетский, строители собора Св. Софии. Эти
последние и впрямь создали новое чудо искусства, которое вполне в себе воплотило животворящий
дух и величие греческой церкви и ромейской империи; афинские же строители попросту
изуродовали красивейший храм в Афинах или, пожалуй, во всем мире. Св. София окончательно
закрепляет замысел Константина, подтверждая, что Константинополь является митрополией новой
христианской культуры в греческом мире; парфенонская же церковь доказывает, что значение,
удерживаемое еще страной эллинов или элладиков, коренится в соприкосновенности ее преданиям
языческой древности.
Афинские строители, впрочем, и не задавались сложным планом, все их дело сводилось к тому,
чтобы как-нибудь приспособить древнюю сень парфенонской Афины под церковь Пресвятой Девы
Марии. Тем не менее это предприятие вызвало значительные внутренние переделки в храме. Прежде
всего расположение храма было совершенно изменено и вход в него был перенесен на западную
сторону.
Таким образом, опистодом превратился в nartex церкви, а его портал — во входные церковные
двери. В стене между опистодомом и сенью была пробита новая большая дверь в том месте, где
находилась ниша для статуи богини, сделанной из золота и слоновой кости. Самая же сень была
переделана на katholikon или средний корабль, и через это на восточной стороне образовались воз
1 Надпись, в которой 630 г. указывается за дату перестройки Парфенона и которую Питтакис еще перед войной за освобождение греков
будто бы разобрал на южной стене Парфенона, принадлежит, пожалуй, к прочим somnia fide ulla digna этого афинянина. С. J. G. IV по
изд. Curtius u. Kirchhof под № 8660. За сочиненную принимает эту надпись и Bursian. N. Rhein. Mus. за 1856 г. на стр. 478 и сл. A. Mommsen
на стр. 34 заметил, что греки в VII в. летосчисление не могли вести иначе, как от сотворения мира. По Венской аноним, рукописи.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|