 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 78
Должны были пройти целые столетия, пока греческая церковь не признала заслуг за великими
философами и поэтами древности и не отмежевала им служебного ранга в ряду придворной свиты
Царицы Небесной. Так, напр., на куполе афонского монастыря Ивирона Богородица изображена
восседающей на престоле, и наряду с ангелами, пророками и апостолами ее окружают Солон-
афинянин, Хирон, Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид и Плутарх1. Это как бы служит признанием
непреходящей ценности за эллинской наукой и, несомненно, составляет значительный шаг вперед к
возрождению науки в образовательном процессе христианского мира.
Христианство придало античной физиономии Афин несколько новых черт, когда языческие храмы
превратило в церкви и среди памятников язычества воздвигло изящные базилики с византийскими
куполами. Только христианский характер в Афинах выступил далеко не так заметно, как в Риме. В
последнем сооружались частью вполне заново величественные творения христианского зодчества
(наприм., собор Св. Петра и Павла, Иоанна Латеран-ского, Пресвятой Девы Марии и т. д.),
митрополичья же церковь в Афинах была не что иное, как уже просуществовавший целое
тысячелетие храм языческой городской богини.
Констанций II уже застал Парфенон, несомненно, превратившимся в христианскую церковь,
которая и была посвящена новой покровительнице афинского народа — Богородице. Чтобы
афинский собор первоначально был посвящен св. Софии или «неведомому божеству», далеко не
доказано. Известия об этом распространились лишь в XVI веке, но опирались главным образом на
воспоминании об алтаре неведомому богу, о котором говорил апостол Павел2
2 W Unger. Byzant. Kunst (из Allg. Encyk. v. Erseh u. Gruber VII, 7 отдельн. оттиск). Венская аноним, рукопись, перепечатанная у Wachsmuth в
Stadt Athen на стр. 739. 1 о же говорит Кабазилас в письме к Крузию (Turcograecia VII, 18). Нечто подобное хотели даже вычитать на
соответствующей надписи на Парфенона, но ошибочность такого истолкования доказал еще Spon в Voyage en Grèce VII, 151. См.
Michaelis в Parthenon на ÇTP56. Мнение о том, будто Парфенон был посвящен Hagia sophia, проводил заново Ju-leville в названном уже
исследовании, но обосновать его доводами не смог, Arch. d. miss, scient. V, 470 и сл.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|