 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 28
Достопримечательности Рима и императорская хроника повествуют, будто бы статуя какого-то
божества в храме Фавна, или же статуя, воздвигнутая Меркурию близ Тибра, послужила причиной к
совращению в язычество принца Юлиана, воспитывавшегося в христианском духе1. Эти показания
имеют долю истины, но только сцену действия следовало бы перенести из Рима в Афины, ибо именно
чудные творения Фидия, Праксителя и Алкамена, красноречивые декламации языческих софистов,
сияющее небо и памятники Афин пленили мечтательного юношу.
Вероотступничество императора Юлиана, конечно, можно осмеивать как романтическое
заблуждение, но не окажись подобного факта в наличности, ощущался бы существенный пробел в
истории человечества при переходе его от одной культуры к другой. Во всяком случае отпадение
Юлиана от христианства является знаменательным свидетельством мощи древних олимпийцев даже
по их ниспровержении и представляет собой последнее восторженное преклонение перед красотами
эллинского язычества и как бы прощание с ними. Падение язычества в смысле общепризнанного
государственного культа началось уже в царствование императора Констанция //, настроенного на
строго христианский лад. Эдиктами от 1 декабря 353 года и 18 февраля 356 г. повелел он закрыть все
языческие храмы, а принесение жертв воспретил под страхом смертной казни2 Хотя запретительные
эти меры находили применение лишь отчасти, тем не менее даже и в Греции не могли они пройти
бесследно; напротив того, даже в Афинах ими глубоко поколеблено было язычество. Впоследствии
Юлиан сделал попытку задержать падение язычества внесением в него нравственных начал,
заимствованных из христианства.
Когда Юлиан в 361 г. поднял знамя восстания против Констанция, он обратился, независимо от
исконных эллинских городов Коринфа и Спарты, и к сенату, и к афинскому народу с воззванием,
которое по счастливой случайности дошло до нас. В те-
Ad S. Mariam in Fontana fuit templum Fauni, quod simulacrum locutum est Juliano et dece-Pit? eum. Mirabilia. — Massmann, Kaiserchronik, III, 574.
Lasaulx. Untergang des Hellenismus. Стр. 55.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|