 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 310
битных законах. Дать народу искусственную ассоциацию, преобразовать его зараз с ног до головы —
значит отрешить его от прошедшей жизни и основать здание без основанияа.
В Германии первой развилось историческое воззрение об организме гражданских обществ. Оно еще в
начале XVIII в. было высказано одним из тех страдальцев науки от6 общественного непризнания новых
мыслей6 — Джоном Баттистом Вико1. Это был человек глубокого ума; занимаясь римскими древностями,
(гомеровыми песнями) и филологией, он дошел до высокого воззрения на историю. Его поразили
аналогии всех народов древности; он дошел до мысли, что человечество описывает один и тот же круг, и
показал в греческой и римской истории переходные эпохи, повторяющиеся у всех народов *. Взгляд
совершенно верный, но только в отношении древней истории. Сокращение этого сочинения «Principes de
la philosophie de l'histoire» сделано Michelet2.
Этов сочинение произвело первое влияние в Германииз; начальник этого движения Гердер. Он
первый познакомил Германию с сочинением Вико и указал его глубокий смысл. (Сколько [оно] имело
влияния на него, это трудно сказать. В его сочинении «Идеи к философии истории»3 мы видим много
сходного с Вико). Гердер признавал неудержимый прогресс народа, иг он не считал этого внешним
накоплением фактов; он говорил, что каждое общество есть такой же организм, как организм одного
человека, что прогресс состоит не во внешнем приобретении, а в углублении человека в самого себяг.
Книга Гердера возбудила в Германии ненависть. На него напало все отставшее от прогресса и уже
отжившее свой век; па него напали и ученые, называя его учение дилетантизмом, а его самого — поэтом,
(упрекали его в ошибках, одним словом, над Гер-дером повторились те же опыты, какие испытали все
замечательные деятели науки). Конечно, нет в сочинении Гердеровом глубины, требуемой историком;
он не изучал памятников, но у пего было достаточно ума п сведении, чтобы понять смысли фактов.
Явным доказательством влияния, произведенного его сочипением, суть усилия его противников
заглушить эти новые мысли, остановить их. И вот они начали издавать компиляции исторические,
лишенные всякого смысла; но толчок был дан Гердером, и мысль шла своим путем развития д,
с"° Там же: которого посмертно только оценили по заслугам (л. 6 об.).
* Далее зачеркнуто: эпоху героических времен, республики, демократии и, наконец, одновластие.
в~в С 1: сочинение Вико было долго неизвестно, только друзья его был я посвящены в тайны этих истин (л. 7).
г_г Там же: но он, т.е. прогресс, является у пего пе накоплением сведе-лий, как это у иселпна, но он говорит, что каждое общество
есть организм, у которого нельзя отнять его особенностей (л. 7).
Д-д Там же: общие законы движений народа. От этого огромные компиляции его противников давно забыты, книга Гердера —
никогда. Сочинение Гср-дора дало замечательный толчок изучению исторических памятников (л. 7).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|