 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 311
Решительно смысл истории был определен влиянием немецкой рациональной философии. Четыре
главные деятеля немецкой философии Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) высказали свои воззрения на
историю. Кант в своем сочинении Идея философии истории в гражданском отношении4 полагает
задачей истории развитие такого государства, в котором бы человек мог развить все дары, данные ему
природой. К осуществлению таких идеалов идет история. Историку стоит спросить: насколько в каждом
государстве этот идеал был осуществлен?) Таким образом, к истории обратились с новыми вопросами. В
связи с воззрением Канта находится Шиллерова вступительная лекция истории5. (Шиллер был
профессором истории в Йенском университете, но недолго). Хотя он строго придерживался теории
кенигсбергского философа, но он принимает еще другое начало исторического развития; он обращается
к прошедшему с вопросом: какое влияние имело прошедшее на настоящее? Это воззрение не совсем
верно: прошедшее важно не только как приготовление к настоящему, оно осуществляет и отдельные
идеи, поэтому оно имеет и самостоятельное значение.
Мнение Канта имело влияние на [философию] истории Фихте; -его воззрение чисто этическое. Он
ищет в истории нравственные начала, ибо полагает ее целью осуществление абсолютной
нравственности. Но должно здесь заметить отличие исторической нравственности от нравственности
абсолютной; вое всякую эпоху, у всякого народа нравственные принципы в основе одни и те же, но
воззрения на них, и потому и их приложение к жизни и осуществление, очень различны6. Поэтому
несправедливо будет смотреть с одной точки зрения на язычника и христианина в нравственном
отношении; суд, произнесенный без разбора, никогда не может быть справедлив. Поэтому Фихте не мог
достигнуть своей цели; осуществление абсолютной нравственности должно быть торжеством истории.
Фихте весь пропикнут идеями; можно сказать без парадокса, что он энтузиазмом, который
распространился между молодыми людьми, слушавшими его лекции, сделал более, нежели прусские
генералы в войну 13 года).
Самое верное воззрение на историю — воззрение Шеллингово. В своей философии тождества
(Identitàt....) он показал, что во всей природе, как мире видимом, так и в мире духовном, стоят одни
неизменные законы что дух человеческий подлежит тому же закону, какому и неодушевленный
предмет. Надо было только понять его). Предчувствие этой глубокой мысли давно таилось в столько раз
повторенных сравнениях жизни человеческой с временами года и с растениями в различные периоды их
развития; но Шеллинг проследил эту аналогию в самой сущности вещей. Многие науки воспользовались
этой новой идеей и на ней основали свое существовав
е~е Там же: в одно время — одни нравственные истины, в другое — другие ил. 7 об.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|