 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 309
Вполне высказал систему о всемирной истории Шлецер; в своих Исторических программах15 он
выказал огромное фактическое знание, но не осмысленное никаким философским взглядом. Шлецфр
имел мысль составить полную всемирную историю, которая бы обнимала все существующее и
находящееся в связи с человеком; поэтому он разделил ее на несколько рубрик, и каждая обнимала
какую-нибудь отрасль науки, например открытия, изобретения, государственные учреждения и т. д. Но
такой труд не выполним для одного человека, и потому Шлецер составил общество из германских
ученых и каждому из них дал на исследование одну рубрику; для себя он оставил историю вина.
Замечательно, что под рубрикой изобретения Шлецер поместил науку и религию; в этом должно видеть
не отсутствие веры в Шлецере, а просто влияние материальной философии. Подобный же труд был
предпринят энциклопедистами во Франции.
[Лекция 3 сентября 18]
Итак, несмотря на усердие, с которым занимались историей в XVIII веке, истинного понимания
истории там искать нельзя. Легко опровергнуть оба воззрения, господствовавшие в то время.
Направление эмпирическое, выразившееся под формой всемирной истории, ложно в том отношении,
что оно совершенно оставляет в стороне человека; оно довольствуется одними фактами и забывает
развитие рода человеческого, что должно составлять сущность истории. Второе направление более
философское, хотя и могло пополнить недостатки этой первой школы, но не достигло цели, потому что
оно было внушено философией материальной.
Внешнее накопление фактов никак не может дать понятие о развитии самого общества.
Предположим землетрясение или вторжение варваров в государство образованности: памятники
искусств разрушаются, сокровища, хранящие ученость целого народа, гибнут, одним словом, пропадает
плод всей внешней деятельности народа, то, по точке зрения XVIII в., прогресс в этом государстве
остановлен. Допустить этого невозможно; и ясно, что это воззрение есть плод философии Локва и
Кондильяка, не допускавшей в человеке внутренней самобытной яшзни. Отсюда и непонимание средних
веков философами XVIII века: они видели в средних веках эпоху упадка. Из этого воззрения можно
вывести и события, ознаменовавшие XVIII столетие. Революция3 легко изъясняется таким путем. Думали,
что народу можно дать искусственную ассоциацию, что можно преобразовать его историю: значит, не
понимали организма развития народа, не постигали его жизни, развивающейся на самоа~а С I: Какое они
имели влияние па судьбу человечества? Это вопрос другой. Но все ошибки во Франции происходили от взгляда на историю: они
думали, что народу можно дать любую форму правления, что историю можно переделать ad libitum [по произволу.— лат.]. Поздно
осмотрелись они (л. 6об.)щ
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|