На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 308

щего, естественно, восставал против нового учения, несообразного с его родом мыслей. Философия XVIII века была материальная, и потому ее влияние на историю имело вредное последствиеи3. Кондильяк, комментатор Локва, доведший его учение до крайней односторонности, принимает разум за tabula rasa, на которой опыт пишет начертания. Значит, разум сам в себе ничего не значит и есть только хранилище впечатлений, Кондильяк также мало постиг и всю духовную сторону человека. Для объяснения его духовной деятельности, говорит он, сделаем статую, одушевим ее и тогда увидим, какие первые мысли родятся в ней вследствие впечатлений. Значит, человек сам по себе не имеет содержания, а он только, подобно градуснику, совершенно механически означал бы степень и свойство впечатления. Если придавать человеку так мало абсолютного содержания, то история необходимо должна быть пуста. Тогда родились две формы истории: 1) история всемирная (воззрение эмпирическое); 2) история образованности — Culturgeschichte (воззрение философское). Первый опыт так называемой Culturgeschichte был сделан швейцарцем иселином14; он говорит, что не станет заниматься ни войнами, ни другими внешними переворотами, до тех пор входившими в историю, а только цивилизацией. Но как мог ученик Кондильяка понять сущность цивилизации, когда он не видит в человеке самобытной внутренней деятельности, когда он смотрит на него как на существо, способное только получать извне впечатления. И в самом деле, этот материализм отразился и в его истории — она состоит только из исчисления всех изобретений человеческих, расположенных в хронологическом порядке. Значит, образованность понята им во столько, во сколько она выразилась им извне. Спрашивается: исчерпано ли этим хоть поверхностное значение слова цивилизация? Виден ли во всем этом человек исторически развивающийся? Также односторонне, хотя в другом отношении, было и другое историческое воззрение, требовавшее истории всемирной. Здесь всемирную историю не должно смешивать с всеобщей историей. Первая, т.е. всемирная, история требует количества фактов; чем больше фактов, чем больше народов входят в ее состав, тем цель ее лучше достигнута; вторая, т.е. всеобщая, обращает главное внимание на качество фактов, и потому она не без разбора их принимает. Конечно, это воззрение на историю всемирную имело в себе что-то гуманное; оно давало равную цену истории мелких африканских племен) и истории римлян; но нельзя не видеть в этих понятиях об истории чего-то близорукого, обличающего совершенное непонимание истории! Между этими двумя школами, выше сказанными, происходила борьба; они отзывались друг о друге с презрением: одну обличали в мечтательности, другую — в сухости и неумении ценить факты. Но ни та, ни другая не шли по должному направлению.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes