 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 294
эпос высоко поэтического достоинства. Людовик Благочестивый выразился перед одним саксонцем2 о
пользе, которую принесло бы саксонским племенам преложенные Евангелия на саксонский язык, и
ответом на этот вызов был эпос Heliand. Собственно, это переделка Евангелия па язык и нравы
германские: Христос является здесь государем Германии и изображен с высоким историческим талантом.
В следующем столетии является Evangelien Harmonie* эльзасского монаха Готфрида. Этот перевод не
представляет такого достоинства относительно содержания, но относительно формы и языка это одно
из самых дорогих сокровищ немецкой народной литературы. Мы видим, стало быть, что она началась и
развивалась под влиянием идей Карла В.; усилия его с этой стороны не остались бесплодны. Но были
тогда еще и другие литературы — церкви, общества образованного, литература официальная и т. д.
Укажем на характер некоторых явлений тогдашней литературы, например трудов Гинкмара
Реймсского, оставившего 3 фолианта своих сочинений4, не считая значительного числа писем, более 400,
написанных в самых важных случаях, не считая, наконец, значительной части сочинений, не дошедших
до нас5. В этих сочинениях мы встречаем решение многих богословских вопросов, а вообще более
здравого, практического смысла, и цель совершенно практическую— поучение духовенства, наставление
государям и властям. Здесь рассеяно чрезвычайно много таких идей, каких никак нельзя бы было
ожидать от IX ст. Но однажды Гпнкмар явился в страшном виде — это в споре с немецким монахом
Готшальком. Поводом к этому был давнишний спор о свободе воли и предопределении. Готшальк вновь
поднял этот6 спор6. Изучая творения Августина, он нашел тот путь, которому впоследствии последовали
протестанты; он отвергнул свободу воли человеческой и во всей обширности признал предопределение.
Учение его нашло многих приверженцев. Когда он явился в Галлии, Гинкмар, знавший еще прежде о
характере его учения, предал его на суд, и в 848 г. по определению собора Готшальк был приговорен не
только к заключению, но и к бичеванию. Двадцать лет почти он провел в темнице и не перестал оттуда
энергически бороться с Гинкмаром. Очевидно, у Гот-шалька были союзники и могущественные, даже,
можно думать, сам Николай Iе, ибо иначе он не мог бы так долго вести ожесточенную борьбу. Он умер в
60-х годах IX ст. непреклонным в своем учении. Но этот спор вызвал на сцену истории еще другое важное
замечательное лицо — это был Иоанн Скот Эригена. Гинкмар пригласил его в союз свой и поручил
написать сочинение о спорных пунктах. Более гениального союзника он не мог найти. История Эрпгепы
носила характер легенды. Говорили, что он родом из Великобритании или Ирландии, долго странствовал
на Востоке, потом жил в Ирландии; при Карле Лысом является он в Париже главным на-
б~б Б I: ожесточенную битву (л. 137 об.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|