На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 293

парод был доволен этим, ибо это освобождало его от тяжкой необходимости приходить часто из далеких мест, но вместе с тем он здесь терял привычку принимать участие в делах общественных. Начинался новый порядок вещей. В 814 г. умер Карл В., похоронив прежде всех сыновей своих (2), кроме младшего Людовика, воспитанного в Аквитании под влиянием галльского духовенства; 813 г. ноября 16 Карл венчал его на царство в Аахене, повелев ему после долгих публичных наставлений самому возложить па себя корону; января 28 814 г. Карла не стало. Везде по себе оставил он живые следы не в одних учреждениях, но и в произведениях искусства, в зданиях, для которых он выписывал не только зодчих, но и самый материал из РИталип; on погребен был в церкви Св. Марии , созданной им в Аахене. Об нем ходило много преданий10. Говорят, что незадолго до своей смерти был оп в Южной Галлии. Во время обеда донесли ему, что незнакомые разбойничьи суда отогнали несколько кораблей на море. Карл заплакал, и, когда его спрашивали о причинах слез, он отвечал: «Что же будет после меня, если при мне уже грабят норманны?» В самом деле, только лишь опустили Карла в могилу, как на всех берегах его владений появились эти грабители. Л[ещие 23]* Теперь скаячем несколько слов о духовном движении IX и X веков. Не нужно исчислять здесь летописи тогдашнего времени, в которых, конечно, мы не найдем богатства идей. Мы сказали уже о том, что сделал Карл Великий для распространения образования. После его смерти или, лучше, в последние годы его жизни замечается новое важное явление — попытка заменить употребление в церкви язык латинский языком туземным. Карл В. поручил дьякону Павлу Лангобардскому собрать латинские проповеди, чтобы это собрание послужило руководством и пособием для прочих священников. На соборе 813 года духовенство решило перевести эти проповеди на немецкий и вообще на туземные языки и определило, чтоб проповеди читались lingua rustica *. Этого мало. Многие историки литературы отрицают часто существование религиозной литературы на народных языках в западной истории IX столетия. Но им бы следовало вспомнить, что немецкая литература этого времени была богата религиозными народными произведениями, из которых стоит только указать на 2 великих памятника, которым едва ли найдутся равные в литературе у других народов. Bo-1-x, изданный мюнхенским ученым Шмеллером Heliand1, религиозный От слов: теперь скажем несколько слов... и до слов: орудию, которое употребил тот в споре...— текст дается по лекции 22. * па народном языке (лаг.).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes