 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 268
тые римские владельцы заботятся о воспитании своих рабов; древний Катон тоже образовывал своих
рабов, но чтобы продавать их дороже; здесь же было дело чисто филантропическое. Тем не менее
отношения рабства древнего не могли быть совершенно уничтожены.
В общество, построенное па античных основаниях, вместе с христианством вошли разрушительные
элементы. Уже одно понятие о равенстве, об общем происхождении всех людей нанесло удар
юридическим ж законам. Когда германцы заняли римскую почву, они нашли здесь готовое сословие
колонок и рабов; и те и другие не были чужды германцам. Леты представляли сходство с колонами, опи 3
не обязаны личными службами3, по права римского колона не могли быть обязательными священными
для германских пришельцев, в глазах которых колон и servus были одно и то же; мы видим поэтому
чрезвычайно пестрые названия в средневековых памятниках. Многие определения сохранились от
римлян, другие внесены германцами; оттого возникло множество других отношений, темных ни
трудных, оттолкнувших от себя ученых исследователей, посвящающих труды свои предметам более
благородными. Между тем можно сказать, что этою самые живые вопросы — показать состояние низших
классов Западной Европы и показать, откуда явились нынешние пролетарии. Мы укажем только на
важность задачи.
Защитницей, союзницей рабов до XI столетия была церковь; в своих храмах она открыла им убежище,
она одна впустила их в ряды свои. Церковь действовала здесь под влиянием начал христианства, которого
была хранительницею; по, входя в состав средневекового общества, она нел могла отрешиться от его
привычек, она должна была заведовать землями, ей принадлежавшими. Осталась от тех времен
поговорка: под посохом епископа хорошо жить. Рабы церковные пользовались большими правами,
нежели рабы светских владельцев. В стенах монастырей находят следы того, что в 9 столетии церковные
владельцы заключали с своими рабами условия, и, таким образом, в Италии, особенно на севере,
церковные рабы доли«-ны были на церковь три дня работать, остальное время употреблять для себя.
Церковь часто уступала земли своим рабам па правах пользования (emphiteusis)*); из этих-то владельцев
образовалось огромное число мелких владельцев.
ж Там же далее: представлению о рабе, как его попимал древний Рим (Л. 114).
3-3 Там же: Они жили па земле с господами и за то обязаны были им служить (л. 114).
Там. же далее: и трудностью своею оттолкнувших от себя исследователей, кон занимаются предм[етамп], более
бросающ[имися] в глаза (л. 114).
.: Там же далее: это один из самых живых вопросов современной науки -т-показать нст[оршо1 низших классов п показать судьбу
рабов, из которых развились потом пролетарии (л. 114).
л Там же далее: не могла отречься от своих прав: у нее были земли, кои она возделывала своими рабами (л. 114).
* долгосрочное право пользования землей на определенных условиях (лат.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|