 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 269
Я говорил о праве кулачном, о праве феодальных владельцев объявлять войну своему соседу. Но мы
видели, до какой степени ограждены были феодальные владельцы от военных опасностей своею
одеждою и замками. В 11 и 12 столетиях совершались великие битвы между феодальными владельцами.
Трудно было добраться до закованного в железо феодального владельца, следовательно, вся тяжесть
падала на вилланов: их луга сжигались, у них отнимали скот, топтали жатву, и один голос был за них —
это голос церкви. Но в конце 11 столетия видим, что вилланы прибегают к разным средствам к своему
облегчению.
Между горожанами и вилланами не было никакой связи, горожане смотрели с презрением на них:
каждый город составлял отдельную эгоистическую единицу, которая преследовала свои цели:
юридические и политические — стремление к торговле; им не было дела до жителей деревень; они не
имели ничего общего). Эта ненависть была особенностью феодальной общины. Но жизнь горожан не
могла не возбуждать зависти в вилланах: города делаются местом убежища для рабов, они покупают от
города защиту, селятся здесь. Для таких поселившихся в стенах города) рабов есть много названий, они
делаются вольными de facto *, хотя за стенами им угрожало повое рабство). Из этих-то рабов беглых
составился городской плебс, из" которого составились впоследствии цехи, и тут началась борьба между
цехами и патрициатом в XIV столетии, в Италии и Германии особенно и легче во Франции м.
Результатом всего сказанного будет следующее: под феодализмом, церковью, под господствующими
сословиями средневековой общественности есть еще огромная масса людей, до которой не доходила
цивилизация; права не доставались ей в удел, отдельные лица спасались от этого положения бегством,
отдельные попытки, вызванные примером городов, оканчивались поражением вилланов и наложением
более тяжкого ига. Таково восстание нормандских вилланов в конце X столетия". ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 2
* фактически (лат.).
м-м ГБЛ, ф. 178, 3598, XXI: во Франции эта [борьба] патриц [иев] и цехов не носит такого ожесточенного характера (л. 114 об.).
u Далее опущен раздел, посвященный истории евреев в средние века, истории так называемых «проклятых пород». См.: Лекции, 1961, с. 21.
[Лекция 43]
Нет времени продолжать обзор политического состояния государств западных в 14—15 стол.
Приступая к изложению умственного движения в 14 и 15 в., надо обратиться к средневековой науке,
чтобы объяснить это движение. Скажем только несколько слов о [духовных] деятелях народа. Из
сказанного доселе об истории средних веков видно до какой степени несправедливо мнение, кое назьь
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|