 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 164
Далее заметили иезуиты (2), до какой степени действовала сильно на умы протестантская проповедь:
тогда они явились проповедниками. Самые замечательные из католических проповедников — в XVI
столетии принадлежали к их числу. Еще (3) самое важное средство к их влиянию было воспитание
юношества. Мы уже заметили, как была важна заслуга реформаторов в этом отношении. Лютер,
Меланхтон, каковы бы ни были недостатки их в других отношениях, хорошо понимали все значение
образованности. Конфискованные у католического духовенства имущества должныг были служить, по их
мнению, преимущественно к заведению новых школг. Правда, корыстные расчеты немецких князей часто
мешали им здесь: но тем не менее все-таки заслуга Реформации в этом отношении была весьма
значительна. Чтобы убедиться в этом, стоит только сравнить прежние учебники с учебниками
Меланхтона и последующими; здесь мы увидим, как резко новое воспитание оторвалось от
средневекового. Иезуиты заметили это: они решили противопоставить воспитанию протестантскому
воспитанно своего ордена. Тогда во всех провинциях они завели школы, привлекая в них, во-первых,
отличным преподаванием, по крайней мере в формальном отношении; преподавание древних языков
шло здесь не хуже, чем где-либо; многие науки шли даже лучше. Сверх того иезуиты сами помогали
бедным родителям учеников, а юношей они обнадеживали верными успехами в жизни под их
покровительством. Всякий даровитый юноша, выходивший из этих школ., был привлекаем в их ряды,
если же нет, то он оставался по крайней мере навсегда расположенным к ордену, оставался светским его
союзником. С своей стороны орден помогал ему своим мирским влиянием. В высших учебных заведениях
действовали также иезуиты. Воспитывая дворянство, они превосходно умели приноровиться к его
потребностям: это не было воспитание монашеское, отрешенное от практических целей; и иезуиты не
хотели этого, они воспитывали деятельных людей; но старались и умели обратить их деятельность к
своим целям. Зато те же правила, которые господствовали в устройстве ордена, прилагались и к
воспитанию. Можно сказать, что воля человека была постоянным предметом враждебных притеснений
ордена: он старался сокрушить ее. Он старался только развить те способности в человеке, которые мог
употребить в дело, и ослабить по возможности характер. Тот же строжайший надзор, как в самом ордене,
имел место и при воспитании. С каким-то преступным коварством наставники пользовались
доверенностью и взаимным дружествен учеников; если один из них узнавал какую-либо тайну от другого,
он обязан был под опасением строжайшего наказания передать ее наставнику, хотя, конечно, эти тайны
были мелкие и большей частью нравственные: но орден хотел знать
г~г Написано вместо зачеркнутого: для того, чтобы заводить на них новые школы.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|