 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 163
ставлепы к нему, чтобы постоянно наблюдать за ним и предостерегать его в случае каких-либо
колебаний с его стороны. Орден разделен на провипции, в каждой провинции есть свой наместник,
пользующийся огромными правами, в своей провинции занимающий моею генерала с такою же почти,
как и тот, неограниченной властью. Лица ордена разделены на многие ступени по степени достоинства.
Число членов настоящего братства, профессов, весьма незначительно; число испытуемых огромно. Надо
много лет искуса, чтобы удостоиться принятия в орден. Во время этого искуса надо отказаться от всех
мирских связей, от семейства, друзей, имущества; это имущество переходит не к родственникам
вступающего в орден, а к ордену. Беспрестанно повторяемая исповедь, в которой испытуемый должен
высказывать самые тайные мысли и мелкие желания, дает возможность постоянно руководить им для
цели ордена. После нескольких лет такой жинзи неминуемо, сознательно или бессознательно, переходит
член к тем нравственным убеждениям, которые требуются со стороны ордена. Цель ордена
высказывается прямо: сокрушить волю человека, дабы он был мертв, как жезле, как труп. Лицу с его
личными побуждениями нет места в ордене: человек существует для ордена. Можно сказать, что орден,
таким образом, обоготворил самого себя. Сперва он служил католицизму, но потом сделался сам себе
законом и целью. С необычайной верностью взгляда угадали основатели ордена, мы говорим основатели,
ибо основателем нельзя считать одного Лойолу, слишком восторженного и фанатического, чтобы
прийти к глубокому пониманию человеческой натуры, основатели ордена угадали потребности
современного общества и то положение, которое орден должен был занять в нем. Они отказались от всех
внешних форм п признаков монашеской жизни; у них не было особенных одежд, пе было монастырей. В
числе членов ордена было много мирских братий, которые не произносили даже обета целомудрия и
могли вступать в брак: они были связаны только обетом покорности. В эпоху Реформации, когда
духовные потребности человека были так сильно раздражены, они избрали три главных средства для
достижения цели своей деятельности: 1. Исповедь. Они старались занимать места духовных отцов при
главных дворах европейских; таинства в руках их было часто страшным орудием. Они мастерски умели
проникнуть в совесть человеческую и заставить звучать в ней те струны, которые были им нужны и
выгодны. Самолюбие, страсти, прежние преступления — все послужило им средством. Нравственные
преступления не считались тяжкими, когда вели к цели, все разрешалось для последней. Потому в конце
XVI столетия орден пользовался уже огромным влиянием своих отдельных членов при дворах
европейских. Он обладал знанием всех государственных таиин. То, что знал один член ордена, то знал
генерал и прочие члены.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|