 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 165
каждого отдельного своего ученика. Этим и объясняется то могущество, с каким до сих пор живет орден
иезуитов: он образовывал сам себя. Но в XVI столетии деятельность обнаружилась его страшным и
опасным образом для Реформации: иезуиты выступили смелыми, ловкими и умными противниками
протестантизма. Без сомнения, инквизиция не много бы сделала против нового движения со своими
суровыми средствами. Деятельность иезуитов в этом отношении оказалась гораздо значительнее. Доселе
протестанты обвиняли католиков в невежестве, указывая на темные стороны католической иерархии:
теперь из среды католицизма выступил орден образованный, деятельный, который со своей стороны мог
обличить протестантов часто в невежестве, который равносильно боролся с ними на поприще науки и
одолевал их в сфере политической.
Эта новая деятельность католицизма обнаружилась на соборе Тридентском. Собор этот, трижды
собиравшийся, оказал также важное влияние на судьбу католицизма, обратив на себя внимание
современников. Мы имеем два замечательных сочинения об этом соборе, заключающие в себе все
главные, необходимые сведения для его истории: это сочинения — фра Паоло Sarpi1 и иезуита Раи-
lavicini2. Сарпи — родом венецианец, монах, у д которого было много независимыхА от средневековой
католической догматики убеждений, написавший историю Тридентского собора в таком духе, который
заставил некоторых думать, что она написана протестантом. Но, по достоверным сведениям,
оказывается, что он был истинный. католик л что протестантский элемент был в нем результатом
глубокой опытности и, может быть, отголоском общих венецианских убеждений. В Венеции мы видим
постоянно одно господствующее начало: готовность принять все католические догматы и глубокую
ненависть к папам; то же самое направление вполне отразилось и в сочинении Сарпи. Он остался до
конца монахом, совершал таинство католической церкви, следовательно, его убеждения против
католицизма были более политические. Но книга его много произвела шуму и немало содействовала
протестантам к отвержению приговоров Тридентского собора. Ему отвечал Палавичини книгой,
бесспорно, ученой, но носившей в себе все направление ордена, к которому принадлежал автор6. Он
часто в своей книге, не называя Сарпи по имени, входит в разбор его мнений и старается их
опровергнуть, не всегда беспристрастно. Это два голоса, раздающиеся из недр самого католицизма и
показывающие ясно, до какой степени там еще колебались и не установились мнения. Для того чтобы
ближе познакомиться с их полемикой, можно пользоваться сочинением Ришара Sarpi und Pallavicini,
изданном в 42 году3. Акты Тридентского собора, кроме других изданий, изданы по-немецки в 45 году;
здесь помещены протоколы отдельных заседаний и неболь-
Д~А Написано вместо зачеркнутого: сохранивший много чистых. Написано вместо зачеркнутого: он.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|