 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 87
нец, образованная часть народонаселения, именно та, в которой происходило движеппе литературное,
где обнаружились первые стремления гуманизма, была враждебна папе вследствие злоупотреблений, за
которые она взваливала на него исключительный ответ. Он был в ее глазах представителем всего этого
порлдка вещей и защитником суеверий п невежества, (господствовавших в европейских университетах,
школах). Но мы уже видели, какими орудиями ■ действовали гуманисты, сочинения их расходились
только в образованном кругу общества; по самому языку и характеру своему они пе доходили до ппзших
слоев общества), в низших слоях действовала литература другая, чисто народная, более грубая в формах
своих, но которой результаты были также разрушительны.
Изучая историю средних веков, мы видели, что каждое сословие тогда имело свою литературу.
Литература городов состояла из сказок, большей частью сатирического содержания, и замечательно, уже
с XII столетия обыкновенно здесь играют роль лица, принадлежащие к духовенству. Но эта литература
достигла в Италии высшей художественной формы в (Декамероне) Боккаччо. В Германии опа приняла
самый резкий и насмешливый тон в XV в. Стоит взглянуть только па тогдашние переделки сказки о попе
Амисе, Соломоне и Морольфев. Тиль Елен-spiegel — это вроде нашего Ивана-дурачка. Но под этой грубой
формой скрывался здравый смысл, о который сокрушались и наука, и представители тогдашнего
общества; он приходил в соприкосновение со всеми сословиями и смеялся над всеми. Наконец,
литературные произведения с таким же направлением большего объема: Корабль глупцов — Narrenschiff
Sebastian'a Brant'a. Он собирает на один корабль всех глупцов; здесь являются представители всех
сословий и смешная сторона каждого сословия с его недостатками, преданные глупости и осмеянные.
Себастьян не любит книг, ибо в них расходится бесполезное учение, он требует здесь6 только смысла, он
знает греков, не писавших много книг6, но ясно смотревших па предметы. Своей низкой стороной это
сочинение должно было произвести великое влияние. Доказательством служат бесчисленные издания
этого сочинения, оно было переведено на все языки с бесчислепными подражаниями. Влияние этой
книги было таково, что один из замечательных проповедников Гейлер из Кайзерсберга брал содержание
своих проповедей из этой сатиры. Это были замечательные проповеди, исполненные насмешливых,
резких выходок против всего существующего. Собственно, это были сатиры, сказанные с кафедры
церковной. Но из этого мы видим, до какой степени глубоко проникло движение в массы. Притязания
римской курии подвергались посмеянием. Злоупотребления духовенства, которые в самом деле были
велики, пороки и невежество монахов
п_б Б //: только здравого смысла на вещи; он хвалит греков, ибо они пе толковали много (л. 59 об.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|