 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 53
преподавали такие ученые, о которых мы сказали. Далее, идя последовательно ложным путем,
схоластика дошла до того, что пересела брать во внимание текст Священного писания и объясняла одни
комментарии свои, так что некоторые богословы не знали даже Библию, зная превосходно одни
комментарии на прежних своих богословов. Вместо великих вопросов Абелярда и других великих
схоластиков в диспутах университетов спорили о том, почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу. Целые
темы паписаны на следующие темы: может ли бог совершать чудеса обратно, т.е. переносить их на
прошедшее время. Одним словом, живое, положительное содержание совершенно исчезло из науки;
история, филология, естественные пауки не преподавались вовсе. Только с кафедр юридических видим
мы некоторые оппозиции схоластике, но довольно робкие, выходившие из внешних причин, ибо
преподаватели римского права были противниками защитников канонического права. Таково было
состояние схоластики в XV столетии).
Такова была наука официальная, но была и другая наука. Не одни смелые попытки схоластики
победило папство; оно одержало другую победу, кровавую, над ересями Европы. Рядом с усилением
католицизма развивалось в тени оппозиционное направление, обнаружившееся в ересях \ Но
средоточием этого движения, сердцем, к которому стекались отдельные направления, была Южная
Франция. Здесь же возникло учение альбигенцев, под которых именем разумеются все вообще секты, но
есть и преимущественно называемая секта альбигенцев. Секта вальденцев пошла от Петра Вальда. Она
требовала возвращения к первоначальному христианству и простоте нравов, отрицая безбрачие
духовенства, власть папскую, посредничество между божеством и человечеством ввидуд католической
церквид. И это учение было после подавлено страшными сопротивлениями. Одним словом, и ересь, и
наука погибли в конце 13 века. (Реакционные направления одерн^али совершенную победу; но
подавленные направления уцелели), медленно распространяя свою работу, распространяя, продолжая
дело исследования. В 13 ст. в Италии уже обнаружились плоды этих новых направлений, первоначально
не навлекшие гонения пап, открывшиеся сначала изучением только древних образцов. Папы отчасти
покровительствовали филологии, ученым, которые шли этой дорогой. Уже после они увидели здесь
опасность). Эти ученые направления развивались везде. Но в Италии замкнулись окончательно
некоторые направления средних веков, именно из числа оппозиционных направлений. Известны
направления, господствовавшие в средних веках. Мы видели, что во Франции, на юге и на севере,
возникли два рода литературы — лирическая и повествовательная. Лирическая, воспитанная
преимущественно в сословии рыцарском, не ограничивалась одной любовью рыцарей к дамам, вскоре
она приняла вид сатиры
*-* Там же: в том смысле, как это принимает католичество (л. 35),
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|