 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 52
вертелся отречению от церкви и гонению таких мужей, каковы были, например, св. Бернард. Ученик
Абелярда, Арнольд из Брфс-чип, умер на костре за смелую попытку изменить политические формы в
Италии. Одним словом, схоластика вызвала против себя двоякую оппозицию — со стороны светской и
духовной власти. В течение XII столетия она осталась в тех же отношениях к папскому престолу и
светским властям.
Самых глубоких, блестящих схоластиков того времени находим в постоянной вражде с папским
престолом и светскими властями).
В 13 ст. средневековые начала восторжествовали над противниками своими. Император Фридрих II,
который стал во главе всех новых элементов, пал после смелой, но бесплодной) борьбы. Общее мнение
отступилось от него, папы этим воспользовались. В 13 ст., по-видимому, подавлены все оппозиции против
средневековой церкви), средневекового государства. Но это была минутная победа, папы недолго
пользовались своим торжеством. Собственно с их стороны все меры были приняты, чтобы устранить
подобные явления, как схоластика: в начале 13 столетия в Южной Франции основано страшное
судилище — инквизиция, имеющее судить мысли человека2. Единовременно с этим учреждены два
монашеских ордена [доминиканцев] и францисканцев, ордена, отказавшиеся от всякой собственности и
обрекшие себя на постоянное непрерывное служение одной церкви и папе. В руки этих орденов
перевели папы, во-первых, надзор за воспитанием, во-вторых, из рядов их вышли главные проповедники.
Сопротивление других орденов, [силившихся] удержать университетские кафедры, было бессильно. На
всех кафедрах сели монахи этих орденов. В 13 ст. это замещение кафедр в европейских университетах не
принесло существенного вреда: новые преподаватели шли по следам прежних. Это были
любознательные, любившиег науку людиг. Но это продолжалось недолго. В 14 ст. схоластика, несмотря на
несколько знаменитых имен, уже отжила свой век. Она брала свои орудия только из умозрения,
незнакомая ни с естественными науками, ни с историей. Как школа формальной логики она могла еще
приносить Некоторую, впрочем) двусмысленную, пользу, но все, что можно было сделать, уже было ею
совершено. В 14 ст. она ставит себе в обязанность оправдывать папскую власть и католицизм в тогдашних
видах. Она довела это подчинение науки внешним целям до цинической крайности. Иоанн Торквемада в
15 ст. учил, что самое Священное писание имеет силу настолько, насколько папа признает его; без того
Священное писание не имело бы силу.
Средневековые университеты заменяли тогдашним народам все средства, какие дает нам ныне
литература и книгопечатание. Книги были редки и дороги). Толпами стекались слушатели. Только в
университетах происходил обмен мысли; и на этих-то кафедрах
г-г Там же; мужественные люди, поведшие вперед науку (л. 34).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|