 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 54
на средневековое общество. В 12 и 13 ст. поэты е лирические в стоят на стороне противников пап и
крестовых походов. Их постигла участь всего такого направления. Но лирическое направление
замкнулось в Италии, прежде ж взятое из Франции ж. Петрарка, итальянец, живший часто при папском
дворе, увенчанный в Капитолии, был ли он продолжателем трубадуров в сатирическом их направлении?
Но он шел еще далее: он обращается прямо к Риму со словами энергического упрека, со словами
ненависти, которые страшно звучат у него. И его песни ходили не по одной Италии, они были известны
целой Европе.
В Северной Франции возникла городовая 3 литература 3, fabliaux * французские, в которых
выводились на сцену смешные стороны рыцарства, духовенства, которые стаскивали в грязь все идеалы
средних веков. Но этот род литературы был замкнут в Италии же Декамероном Боккачио. Необычайное
изящество формы искупило в глазах духовенства соблазнительное содержание этих повестей. Они были
переведены на все языки и читаемы при дворах. Между тем, мы видим, сколько в Декамероне насмешки
над всеми идеалами среднего века. Разрушительное направление здесь скрылось под художественностью
формы и [потому] не было преследовано. Наконец, в Божественной комедии мы видим тоже борьбу
средневековых элементов с новыми. Дант был глубоким, страстным поклонником средневековой науки,
но он не мог привести ее в согласие с противоречиями собственного разума. В Божественной комедии
много дисгармониц, происходящей от этой внутренней борьбы, происходившей в самом поэте,
стоявшем на рубеже, на закраине двух миров). Но все, что было великого в " средневековых идеях,
высказано здесь: далее они не могли развиваться и. Но защитник средневекового богословия и науки, Дант
был врагом папства, гиббелином. В книге его De monarchia мы находим теорию государства, совершенно
противоположную тем средневековым) теориям, которые в его время были распространяемы папами.
В наше время трудно перенестись, представить себе вполне то страстное одушевление, с которым
итальянские юноши изучали древних в 14 и 15 стол. Это изучение древних переходило в жизнь и
возбуждало к переменам ее. Кола ди Риенци вследствие этого изучения думал в половине 14 ст.
восстановить республику. Многие нз филологов переходили к язычеству, отрекаясь от всего средневеко-
Там же: провансальские трубадуры (л. 85 об.). ж~ж Там же: в лице Петрарки; он заимствовал готовые материалы Южной Франции, но
довел лирику до высшей степени совершенства (л. 35 об.).
а-8 Там же: возник род литературы, можно сказать, городской, которым купцы, ремесленники тешили свои досуги (л. 35 об.). * фаблио
(франц.).
Б 11: поэтического в среднем веке, заключено в поэме Данга. Дальше не могла идти средневековая наука. Она в Данте
заключила свое существование (л. 36).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|