 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 129
Медведь. Одно только я хотел бы еще добавить: все это следует так преподносить юношам,
чтобы им казалось, что они делают это играючи, а не с усилием. Иные обучают этому с такой
жестокостью, что юноши скорее привыкают ненавидеть знание, нежели ценить его. Кроме того,
следует заставлять юношей время от времени прилежно упражняться в живописи. Некоторые
приходят к этому искусству по собственному влечению, ибо им доставляет удовольствие изображать
то, что они знают, и узнавать то, что изображено другими. Но подобно тому, как искушенный в
музыке человек произносит правильнее, даже если он и не поет, тот, кто обладает пальцами,
опытными в проведении всевозможных линий, рисует буквы быстрее и красивее. Если вы пожелаете
найти что-нибудь более тонко разработанное и точное на эту тему, то существует книга Альбрехта
Дюрера, которая написана хотя и по-немецки, но с большим знанием дела и в которой он опирается
на древних, основавших это искусство, в особенности на македонца Памфила,616 в высшей степени
сведущего во всех науках, как геометрических, так и математических. Ибо он утверждал, что без этих
предметов невозможно достигнуть совершенства. В подтверждение он ссылался на Апеллеса, который
и сам писал кое-что об искусстве своему ученику Персею и сообщил много ценного о тайнах
рисования, что было извлечено им из учений математиков. И среди этого было немало о простейших
геометрических фигурах, а также о начертании и пропорциях букв.
Лев. Имя Дюрера мне уже давно известно; из мастеров живописи он пользуется наивысшей
славой. Некоторые называют его Апеллесом нашего времени.
Медведь. Поистине, я полагаю, что если бы Апеллес жил теперь, то, будучи благородным и
чистым человеком, он уступил бы нашему Альбрехту пальму своей славы.
Лев. Что позволяет так думать?
Медведь. Я признаю, что Апеллес был первым в своем искусстве, и другие художники не могли
упрекнуть его ни в чем, кроме того, что, работая над картиной, он не мог остановиться. Прекрасный
упрек! Но в распоряжении Апеллеса были краски, правда немногие и весьма скромные, но все же
краски. Дюреру же можно удивляться еще и в другом отношении, ибо чего только не может он
выразить в одном цвете, т.е. черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря
чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает
он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что
невозможно изобразить — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения,
чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все
это он с таким искусством передает точнейшими штрихами, и притом только черными, что ты
оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски. Разве не более удивительно без
сияния красок достигнуть величия в том, в чем при поддержке цвета отличился Апеллес?
Лев. Я не думал, что столь высокое образование необходимо для живописи, которая в наше
время едва может прокормить художника.
616 Памфил (первая половина IV в. до н. э.) — древнегреческий живописец и теоретик искусства, родом из
Македонии. Памфил был учеником живописца Эвпомпа, главы сикионской живописной школы, и являлся
теоретиком этой школы. О нем известно, что он занимался построением человеческой фигуры по вычислениям и
пытался применить в живописи канон Поликлета. Помимо общих закономерностей пропорций человеческого
тела, Памфил интересовался законами перспективы и светотени. Будучи всесторонне образованным человеком,
он хорошо был знаком с арифметикой, геометрией и оптикой, изучение которых считал необходимым для
живописца. Его теоретические сочинения о живописи, как и его картины, до нас не дошли и известны лишь по
литературным источникам (см.: Плиний старший,
Естественная история, кн. XXXV, гл. 76).
617 Под «свободными искусствами» в средние века понимали семь наук, составлявших основу школьного
образования: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.
Изобразительное искусство не входило в число «свободных искусств» и находилось в средние века на положении
ремесла. Ссылаясь на необходимость широкого образования для художника и на положение, которое занимало
изобразительное искусство в период классической древности, гуманисты и теоретики Возрождения настаивали на
включении изобразительного искусства в число так называемых «свободных искусств».
Медведь. Не ново, что превосходные художники оказываются подчас в плохих обстоятельствах.
Но некогда графическое искусство включалось в число свободных искусств617 и могло изучаться только
достойными и наиболее уважаемыми людьми; прочим же это было запрещено, дабы оно не было
унижено. Это позор князьям, а не искусству, если оно лишено должной награды.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|