Глава
V. ИНДУИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ТРЕХ ГУН
Прежде чем продолжить, напомним сказанное нами ранее относительно индуистской
теории трех гунн (63); в наши намерения здесь не входит трактовать эту
теорию полностью, со всеми приложениями; мы лишь бегло очертим то, что
относится к нашему предмету. Три гуны — это основные качества или конститутивные
и первоначальные атрибуты существ, рассматриваемых в различных состояниях
проявления (64); это не состояния, но общие условия, которым они подчинены
(65). Посредством гун все сущее, в разнообразнейших пропорциях, иерархически
распределяется в совокупности «трех миров» (Трибхувана), т. е. всех уровней
универсальной Экзистенции.
Три гуны — это саттва, соответствие чистой сущности Бытия (Cam), идентичное
свету знания (Джняна); его символизирует сияние небесных сфер, выражающих
высшие состояния сущего; далее, раджас — импульс, способствующий раскрытию
существа в обусловленном состоянии, т. е. развитию тех его возможностей,
которые располагаются на определенном уровне Экзистенции; наконец, тамас
— тьма, отождествляемая с невежеством (авидья), мрачный корень сущего,
рассматриваемого в его низших состояниях. Это относится ко всем проявленным
состояниям любых существ. Естественно, можно пристальнее рассмотреть эти
качества или склонности применительно к человеческому состоянию: саттва
— склонность восходящая — всегда принадлежит к состояниям, высшим по отношению
к частному, принятому за основу или за точку отсчета в этом иерархическом
распределении, а тамас — склонность нисходящая — направлена к состояниям,
низшим в сравнении с этим последним; что касается раджаса, то он занимает
промежуточное положение между высшим и низшим состояниями, а следовательно,
определяется склонностью, которая не является ни восходящей, ни нисходящей,
а горизонтальной. Это состояние в данном случае есть «мир человека» (манава-лока),
т.е. область или план, занятый в универсальной Экзистенции индивидуальным
человеческим состоянием. Теперь нетрудно увидеть соотношение всего этого
с символикой креста — рассматривать ли его с точки зрения чисто метафизической
или космологической и применять ли на уровне «макрокосмическом» или «микрокосмическом».
В любом случае мы сможем сказать, что раджас соответствует всякой горизонтальной
линии; точнее — если мы рассматриваем трехмерный крест, — двум линиям,
определяющим горизонтальную плоскость; тамас соответствует нижней части
вертикальной линии, т. е. той, что расположена над этой горизонтальной
плоскостью; а саттва — верхней части этой же вертикальной линии, т. е.
той, что расположена над упомянутой плоскостью, которая разделяет таким
образом на две полусферы — верхнюю и нижнюю — неограниченную сферу, о
которой мы говорили выше.
Согласно тексту Вед, три гуны превращаются одна в другую, следуя по восходящей
линии: «Все было тамасом» (в начале проявления, рассматриваемого как нечто
порождаемое первичной недифференцированностью Пракрити). Он (т. е. высший
Брахма) пожелал изменения, и тамас принял окраску (т. е. природу) (66)
раджаса (посредника между тьмой и светом); и раджас, вновь получив веление,
обрел «природу саттвы». Трехмерный крест, начерченный исходя из центра
сферы, как мы только что сделали и часто будем делать в дальнейшем, позволяет
представить превращение тамаса в раджас как описывающее нижнюю половину
этой сферы, от одного полюса до экватора, а превращение раджаса в саттву
— как описывающее верхнюю половину той же сферы, от экватора до другого
полюса. Плоскость экватора, предполагаемая горизонтальной, репрезентирует
тогда область распространения раджаса, тогда как тамас и саттва тяготеют
соответственно к двум полюсам — оконечностям вертикальной оси (67). Наконец,
точка, из которой изошел импульс, превращающий тамас в раджас, а затем
раджас в саттву, — это самый центр сферы, как нетрудно понять из рассуждений,
изложенных в предыдущей главе (68); впрочем, далее нам представится случай
объясниться более подробно (69).
Данная схема равным образом применима и к совокупности уровней универсальной
Экзистенции, и к совокупности состояний какого-либо существа; оба они
всегда находятся в совершенном соответствии, поскольку каждое состояние
существа развивается со всем расширением, на которое оно способно (а расширение
это неограниченно), на определенном уровне Экзистенции. Сверх того, можно
вывести отсюда и более частные приложения, среди прочего, — на космологическом
уровне — применительно к сфере элементов; но так как теория элементов
сейчас не входит в предмет нашего рассмотрения, отложим все относящееся
к ней до другого исследования, в котором мы предполагаем обсудить проблему
условий телесного существования.
1
2 3
4 5
6 7 8
9 10
11 12
13 14
15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|