 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 398
вое пение (ангелогласие), активно перенимаемое всеми странами православной ориентации. Османское
завоевание нанесло сокрушительный удар по музыкальной культуре Византии, Болгарии и Сербии. Без крупных
утрат эта культура сохранилась, однако, в культовых песнопениях Московской Руси.
Быт и нравы общества — наиболее точный показатель тенденций в судьбах его культуры. В целом
поздневизантийский быт, как и в предшествующую эпоху, остался традиционным. Привычные формы жизни
стали почти священными и подвергались изменениям с большим трудом. Но быт византийцев в XIV—XV ее. стал
значительно беднее и в деревне и в городе, в семье и рядового труженика, и сановника, и августейшей династии.
Померк внешний вид византийских городов, скудное стали меблировка домов, одежда жителей, их питание,
праздничные пиры и развлечения. В то же время именно в быту в поздневизантийскую эпоху стало особенно
сильным иноземное, восточное и латинское (западноевропейское), влияние. Византийцы с охотой приобретали
итальянские ткани, перенимали обычаи, развлечения и игры латинян. Впервые бритые лица стали встречаться у
греков-мужчин. Ранее ромеи были законодателями {606} мод — теперь они сами перенимали иноземную моду.
Ранее ромеи стремились быть «лучше всех» — теперь они хотели быть только «не хуже других». Тяжкая эпоха
затянулась и начала деформировать психику и мораль общества. XIV—XV ее. были временем апогея
религиозности византийцев, страстного поклонения Богу и готовности к мученичеству во славу его. Но эти же
столетия были и периодом наиболее глубокого падения нравов.
Византия погибла. История тысячелетнего царства закончилась. Прервалась и «лебединая песнь»
византийской культуры — Палеологовское возрождение. Но вряд ли справедливо было бы заключать, что
завершилась и история византийской культуры вообще. Во-первых, она осталась в основе духовной жизни
греческого народа и в эпоху иноземного господства. Во-вторых, ее традиции сохраняли народы и других
православных стран (Болгарии, Сербии, Грузии), оказавшихся также под властью завоевателей-иноверцев. В-
третьих, достижения византийской культуры продолжали жить особой жизнью в единственном православном
государстве, оставшемся после 1461 г. не подвластным мусульманам,— в Московской Руси. Здесь формы, приемы,
традиции византийской культуры обрели как бы новую родину, где они подвергались усвоению, переработке и
дальнейшему развитию. Немало элементов византийской культуры органически слились с культурой
древнерусской, ареал которой с XVI в. стал быстро расширяться за счет бескрайних просторов Азии. Наконец, в-
четвертых, духовные ценности греко-византийской цивилизации составили весьма существенную и
неотъемлемую часть цивилизации общеевропейской, обогатив культуру Ренессанса и внеся крупный вклад в
формирование культуры реформационной и контрреформационной Европы. Подобно свету далекой, давно
угасшей звезды, огни византийской духовности не померкли окончательно — они продолжают озарять и в наши
дни небосклон мировой цивилизации. {607}
Основная библиография
ОБЩИЕ
Безобразов П. В. Очерки византийской культуры. Пг., 1919.
Ъурип И. Сумрак Византще: (Креме Иована VIII Палеолога, 1392—1448). Београд, 1984.
История Византии / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1967. Т. 3.
Культура Византии: IV — первая половина
VII в. М., 1984.
Культура Византии: Вторая половина VII—
XII в. М., 1989.
Курбатов Г. Л. История Византии: (Историография). М., 1984.
Лазарев В. Н. История византийской живописи.
2-е изд. М., 1986.
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. М., 1974. Медведев И. П. Византийский гуманизм, XIV—
XV ее. Л., 1976. Медведев И. П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л.,
1973.
Поляковская М. А. Общественно-политическая
мысль Византии (40—60-е гг. XIVв.).
Свердловск, 1981. Сметанин В. А. Византийское общество XIII—
XV веков по данным эпистолографии.
Свердловск, 1987. Удальцова З. В. Византийская культура. М.,
1988.
Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры // ВВ. 1980. Т. 41.
Успенский Ф. И. История Византийской импе-
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|