На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 397

вый расцвет искусства особенно ярко проявился в иконописи. Тема Троицы как символ единения перед лицом опасности стала столь же популярной на Руси в XIV—XV ее., как она была популярна в Византии с 1261 г. Знамением палеологовской эпохи была и более органичная связь между церковной живописью и самим зданием храма. В зодчестве поздней Византии, как и ранее, доминировала константинопольская школа, которая была представлена непосредственно также архитектурой Фессалоники и Святой горы. Особое направление составляло зодчество Греции, и совершенно особняком, как уже упоминалось, шло развитие трапезундской архитектурной школы, хотя оба эти направления, в большей мере первое, чем второе, испытали влияние столичной архитектуры. В палеологовскую эпоху завершилось формирование нового архитектурного стиля, появление первых признаков которого относится к XI и даже X в. В господствующей, как и прежде, крестово-купольной системе усиливалась и в конце концов восторжествовала тенденция к объединению внутреннего объема храма. С этой целью резко повышали подкупольное пространство, увеличивая размеры храма по вертикали. Изменилась и концепция украшения храма: прежде всего обогащался внешний декор здания, особенно фасад, подвергавшийся расчленению с целью усложнения светотеней и красочного оформления деталей с помощью кирпичного цветного узорочья, перекрестной кладки, а порой и украшения глазированной плиткой. Расчет был на усиление эмоционального впечатления при созерцании храма снаружи. Недостаток средств особенно заметен на храмовой архитектуре Греции, где наблюдались нарастающие тенденции к упрощению, архаизации, уменьшению размеров церкви. Возрождалась даже старая форма базилик, иногда крохотных по величине. Чувствовалось здесь в большой мере и латинское влияние — воздвигались примыкающие к храму колокольни. Широким и богатым было во второй половине XIV — начале XV в. дворцовое и храмовое строительство в Мистре — столице византийской Морен. Архитектурный стиль здесь имел свои особенности, главная из которых состояла в возвращении к купольно-базиличной композиции, позволявшей увеличить размеры храма. В целом в декоре провинциального зодчества палеологовской эпохи нашла также отражение, как и в других сферах культуры, тенденция к сближению с народными художественными традициями.{605} О высоком уровне поздневизантийских художественных ремесел в палеологовскую эпоху свидетельствуют сохранившиеся многочисленные изделия прикладного искусства. Его стилевое богатство и типологическое разнообразие стало еще большим, чем в комниновский период. Именно мелкая пластика особенно наглядно свидетельствует о том, насколько восприимчивы были византийские мастера к достижениям иноземного искусства: они охотно усваивали, искусно сочетали со своими и развивали заимствованные и на Востоке и на Западе художественные традиции, формы, сюжеты, приемы, в том числе элементы мусульманского прикладного искусства (орнаментики) и латинской готики. О популярности поздневизантийского прикладного искусства говорит тот непреложный факт, что его изделия во множестве рассеяны до наших дней по всему миру. Их ценили и ими дорожили. Они обретали нередко значение священных предметов и становились, несомненно, также одним из источников плодотворного влияния Византии на культуру других стран и народов. Подлинный расцвет в период правления Палеологов пережила византийская музыка. После 1261 г. занятия музыкой поощрялись государством и церковью, нуждавшимися в исполнителях обширных циклов светских (церемониальных) и культовых церковных песнопений. Единению обоих направлений содействовало то, что одни и те же музыкальные учителя и руководители действовали и в храмах, и при дворе. Светское направление играло при этом и в развитии музыкальной теории, и в записи музыки, и в обучении ей, и в организации хорового пения главную роль. Музыкальная культура империи возрождала древние традиции, впитывала народные мотивы, использовала и музыкальное искусство соседних народов. Нотное письмо в Византии, изобретенное уже в XII в., достигло полного развития в конце XIII—XIV в. Созданные тогда и обработанные, а также собранные в музыкальные сборники напевы и мелодии для голоса составили золотой фонд церковных песнопений православного мира. Высокого искусства достигло в Византии на основе ладотональной системы хоре


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes