На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 392

Исихастам удалось помешать попыткам гуманистов утвердить право на самостоятельную мысль, сдержать развитие и распространение в гибнущей Византии ренессансных тенденций. Победа исихастов была обусловлена опорой на могущественные консервативные силы (феодальную аристократию), решительно поддержанные монашеством и императорской властью. Немалую роль сыграло и невежество народных масс, которые были готовы безоговорочно следовать за духовными пастырями. Имело значение и то обстоятельство, что исихасты сумели скомпрометировать гуманистов политически. Гуманисты поддерживали тесные связи с итальянскими энциклопедистами (ненавистными исихастам и народу латинянами), они изучали западную литературу и науку, представители именно гуманистических кругов со второй половины XIV в. чаще всего оказывались среди эмигрантов, покидавших страдающую родину ради спокойной жизни в городах Италии. С точки зрения православного и великодержавного ригоризма латинофильство ученых гуманистов трактовалось как предательство веры и отечества. Действительно, именно гуманисты обнаружили мало готовности к подвижничеству и страданиям за веру. Политическая мысль поздней Византии пронизана нервозностью, лихорадочными поисками спасения государства, причем с помощью средств, взаимоисключавших друг друга. Правоверные патриоты-консерваторы отстаивали старую идею ойкуменизма, великодержавности, незыблемости Нового Рима. Однако триумфальный марш османов по Балканам, начавшийся во второй половине 50-х — начале 60-х годов XIV в., заставлял приверженцев этой доктрины менять свою позицию. Они возрождали идею примата духовной (патриаршей) власти над светской (императорской), остро порицали императоров за династические раздоры и склоняли их к компромиссам с султанами. Неудачи и провалы порождали в среде идеологов-ортодоксов уныние; им были свойственны капитулянтские и даже туркофильские настроения. Однако едва ослабевала османская опасность (например, после разгрома армии османов в 1402 г. татаро- монголами при Анкаре), традиционалисты возвращались к мысли об ой-куменизме, о святости доктрины великодержавия и о реконкисте как главном средстве решения всех проблем. Значительно разнообразнее были политические идеи гуманистов, хотя и они отдали долг традиционализму. Трактуя вопрос об образе идеального государя, они перенесли акцент на его личные, человеческие качества, умаляя таким образом тезис о богоизбранности «помазанника божия»; долгом его они считали труд на пользу общества, служение в качестве арбитра и гаранта справедливости. Гуманисты выступали с идеей взаимопонимания между империей и народами Запада. Большинство их оказалось в стане латинофилов. Сам традиционный для византийцев имперский патриотизм обрел у гуманистов новые оттенки, свидетельствующие о росте этнического самосознания: термин «ромеи» все чаще заменялся понятием «эллины», т.е. греки. Активность латинофилов повышалась, когда усиливалась угроза Константинополю со стороны османов. {598} Трагизм противостояния сторонников этих двух противоположных политических позиций состоял в том, что и те и другие были и реалистами и идеалистами одновременно, но по-разному. Особенно ярко это проявилось в борьбе вокруг унии церквей. Реалистично оценивая ситуацию, гуманисты-латинофилы видели в военной помощи Запада единственное средство спасения, а в унии церквей — уступку, на которую нужно идти без лишних колебаний. Не менее реалистичны были антиуниаты, верно констатируя неодолимую враждебность унии со стороны подавляющего большинства духовенства и широких масс населения. Идеализм первых состоял в несбыточных надеждах на готовность Запада спешить на помощь Византии, идеализм вторых — в расчетах на соглашение и мирный симбиоз с османами. Все это нашло достаточно полное отражение в историографии того времени, достигшей подлинного расцвета в поздневизантийскую эпоху. Действительность поставила особенно властно в первую очередь перед историками задачу переосмысления истории и места в ней личности. Наиболее общей для историографии этой эпохи была нарастающая тенденция к деса-крализации исторической мысли, к признанию значения фактора личной активности, к более реалистическому пониманию причинно-следственных связей. Историография поздней Византии делает честь византийской культуре: большинство ее представителей, стоявших на уровне образованности своего времени, перенесли тяжкие испытания, выпавшие на долю их родины, но они не изменили глубокой любви к своему отече


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes