 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 367
нами и драгоценными камнями. Великий духа Апокавк на миниатюре рукописи Paris. gr. № 2144 изображен в
длинном кафтане, украшенном позолоченными грифонами 42.
В почти одинаковых ванадиях изображены великий примикирий Иоанн (деталь иконы «Христос-
Пантократор» 1363 г., Гос. Эрмитаж), Алексей Апокавк (миниатюра Парижской Национальной библиотеки, XIV
в.) и Константин Палеолог (миниатюра середины XIV в. из Бод-лейанской библиотеки, Оксфорд). Это неширокие
однобортные кафтаны с очень узкими рукавами, с глухим вырезом под горло, без воротника, с заткнутыми за
пояс платками.
Наряду с кафтанами сохранялась и старая мода на туники и плащи. На Феодоре Мето-хите (мозаика
Кахрие Джами) — золотая туника, поверх которой надет широкий зеленый плащ с рукавами из ткани,
украшенной мелкими красными цветами.
На миниатюре из рукописи Хроники Никиты Хониата (Вена, Национальная библиотека) Алексей V Дука
Мурзуфл одет в тяжелые одежды в виде перепоясанного саккоса с однотонной отделкой по низу рукавов и
подолу. На ткани впереди — два больших круга с грифонами; по окружности вокруг грифонов вытканы бегущие,
почти вытянутые в горизонтальную линию звери.
Почти одинаковы платья Марии Комнины Торникиссы Акрополитиссы (оклад иконы «Богоматери
Одигитрии», Гос. Третьяковская галерея) и Ефросиньи Дукини Палеологини (миниатюра конца XIV в., Оксфорд)
— с цельнокроеным рукавом, спущенным плечом, со стоячим, плотно прилегающим воротом, широкими
прорезями рукавов.
Парадные златотканые одежды надевали только в праздничные дни, во время дворцовых церемоний или
по случаю приема иностранных послов. Ношение парчовой одежды в будни считалось предосудительным.
Михаил Палеолог сделал внушение сыну Иоанну, поехавшему на охоту в златотканом одеянии: парча подобает
только тогда, когда она увеличивает престиж ромеев, иначе это попросту мотовство (Pachym. Hist. I. Р. 38—39).
Дополнением к парадным одеждам императора, высоких сановников, военачальников, богатых горожан
обоего пола являлись украшения из золота, серебра, благородных камней и жемчуга. Это были кольца, ожерелья,
браслеты, цепи, серьги, геммы, а также украшения на одежде, диадемах, головных уборах. Некоторые из
украшений являлись талисманами 43. На золотые перстни наносились иногда надписи и монограммы
Палеологов. Однако в поздневи-зантийское время золото нередко заменялось позолоченной медью, камни —
разноцветными стеклами.
Несмотря на строгие предписания, многие стремились внести в свой костюм что-либо индивидуальное в
соответствии с личным вкусом, достоинством, возрастом (PG. Т. 154. Col. 1185 С—D).
Знать меняла одежду в зависимости от времени года и погоды (Al. Makr. Dial. Р. 209. 25—27). Зимой для
защиты от холода использовались меховые накидки. Богатые дамы носили большие пелерины из заячьего или
иного меха. Мехом подбивались зимние одежды патриарха. {562} Заячьи шапки, как говорится в басне «Рассказ о
четвероногих», носят и врач, и богатый торговец. Использовались также в зимнее время толстые суконные
одежды на подкладке. Одеждой простых людей служили плащи из грубой необработанной шерсти, войлочные
шапки или капюшоны (Четв. С. 227—231).
Обувь также различалась по времени года. Из овечьей, свиной и другой кожи изготавливались и
башмаки — лалошаиа, и сандалии — тЗлоогщата, и туфли — феМриа (Там же. С. 514—515).
В поздневизантийское время вошли в моду иностранные златотканые сирийские и финикийские
материи (Greg. I. Р. 568. 2—4; Pachym. Hist. I. Р. 39. 3). Иоанн III Ватац запрещал употребление пестрых шелковых
и шерстяных вавилонских и ассирийских тканей, а также тонких итальянских материй (Greg. I. Р. 43. 15—24), но
не достиг успеха. В течение всего XIV в. византийские авторы постоянно пишут о моде на иностранные ткани (Al.
Makr. Dial. Р. 209. 14—15; PG. Т. 160. Col. 837. 22).
Иностранное влияние в эпоху Палеологов отразилось не только на выборе сортов тканей, но и на пошиве
одежды и головных уборов. На улицах было трудно по платью определить, кто ромей, а кто перс или латинянин
(Greg. III. Р. 555. 13—17). Возникает мода на пест
Ebersolt J. Op. cit. Pl. LVIII. Krause J.
H. Op. cit. S. 70.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|